Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смотрите на все через свое «окно»




Учителя взаимодействуют с большим количеством людей, и каждый из них может повести себя так, что это пагубно скажется на отношениях учителя и учеников или помешает педагогическому процессу. Мы имеем в виду школьное начальство, секретарей, тренеров, священнослужителей, школьных психологов, медсестер, инспекторов по делам несовершеннолетних, других учителей, членов школьного совета, членов родительского комитета, родителей, уборщиц и т. д.

Когда мы просим смотреть на все через свое «окно», мы имеем в виду то, что любого, с кем вы общаетесь, следует воспринимать через «окно поведения». В таблице все люди, связанные со школой, включены в категорию «прочие». Каждый раз, когда вы общаетесь с «прочими», важно, чтобы вы определили, в какую часть «окна» попадает поведение этого человека в соответствии с вашим личным его восприятием.

Предположим, уборщица вам сказала, чтобы вы не расставляли стулья и столы в кружок, поскольку это создает для нее много дополнительной работы. Посмотрите на ее поведение через «окно» и спросите себя: «Могу ли я принять ее поведение (она говорит, что мне делать) или нет?» Если вы поместите ее поведение в верхнюю треть прямоугольника, то вы должны сказать себе: «Проблема принадлежит уборщице — это ее интересы задеты». Однако теперь вы знаете, что можно использовать активное выслушивание. В этой ситуации можно сказать: «Понимаю, что вам не нравится лишняя работа по расстановке стульев». Этой простейшей фразой вы укрепите отношения с уборщицей. Она наверняка решит: «Вот учительница, которая действительно понимает мои проблемы и думает обо мне». Не исключено, конечно, что после этого она скажет: «В этом-то все и дело», — и еще настойчивее потребует наведения порядка. На это вы можете ответить я-сообщением: «Мне легче вести урок, когда дети сидят кружочком, и мне не хотелось бы отказываться от этого, поскольку тогда эффективность урока снизится».

После этих слов уборщица, возможно, оставит эту тему или, наоборот, продолжит говорить о том, что ей не хочется каждый раз расставлять стулья. Если произойдет именно так, то у вас и уборщицы налицо конфликт интересов (у каждого возникла проблема). Поняв это, вы можете предложить ей совместный поиск решения по методу III: «Мне кажется, у нас проблема. Давайте решим ее совместно, чтобы были учтены и ваши, и мои интересы. У вас есть какие-нибудь идеи?»

Если учитель научится строить отношения с людьми в соответствии с идеями, которые проповедуются на наших курсах, то он сможет избежать множества конфликтов и добьется удовлетворения многих своих интересов.

«Могу ли я вступить в конфронтацию со своим начальником?»

Одной из веских причин, по которым учителя боятся отстаивать свои интересы, — это страх перед реакцией начальства. Директора и районное начальство могут продлить или расторгнуть договор с учителем, решить вопрос о повышении или понижении зарплаты, дать рекомендацию или отказать в ее выдаче и т. п. Риск попасть в немилость к начальнику, отстаивая свои интересы, очень велик.

Поэтому учителя часто уступают, в результате чего у них появляются обида и ощущение униженности, а иной раз и желание уволиться. Совершенно предсказуемо они реагируют теми самыми копинг-механизмами, к которым прибегают школьники, когда учитель одерживает верх, а они проигрывают.

Иногда очень трудно убедить учителей в том, что у них есть законное право (и даже обязанность) отстаивать свои интересы. Ведь если их интересы игнорируются, они не могут полностью отдаваться процессу обучения. Чтобы отстоять свои права, учителя должны вступать в конфронтацию со своими начальниками — даже если их одолевает страх.

Риск испортить отношения с руководством можно заметно уменьшить, если следовать следующим шести шагам при отстаивании своих интересов:

1.    Составьте правильное я-сообщение. Вы можете заранее изложить на бумаге несколько я-сообщений и отработать правильный тон. Главное, чтобы я-сообщения точно характеризовали ситуацию.

2.    Переключитесь на активное выслушивание. Директора тоже люди. У них обязательно возникнут чувства в связи с тем, что вы сказали. Даже самое правильное я-сообщение обязательно породит у них желание защититься. Если вы хотите получить помощь от директора, вы должны помочь ему справиться с конфронтацией, которую вы ему навязываете.

3.    Может потребоваться более решительное высказывание, если ваше первое я-сообщение не дало результатов. Не бойтесь выразить свое разочарование, если вы действительно разочарованы, по поводу того, что вам приходится возвращаться к проблеме.

4.    Если проблема остается нерешенной даже после этого, попросите директора организовать встречу с его руководством с вашим участием.

5.    Если директор откажет вам в просьбе, скажите ему, что вы пойдете к его начальнику без него, но предпочли бы пойти вместе с ним, поскольку в таком случае у директора была бы возможность изложить собственную позицию лично.

6.    Отправляйтесь к начальнику вашего директора в одиночку и сначала расскажите, как вы пытались ограничиться первыми пятью этапами. Затем поведайте о своих проблемах и о том, чем обернется для вас отказ от их разрешения. Попросите, чтобы начальник помог вам в этом вопросе.

Некоторых учителей бросает в холодный пот сама мысль действовать через голову директора, поскольку они боятся его реакции. В типичной «игре мускулов» по методу I именно так и может произойти. Директора, которые в основном полагаются на свою власть, такое поведение учителя рассматривают как враждебное. Действительно, если вы не воспользуетесь первыми пятью этапами, прежде чем пойти к «большому боссу», если вы не попытаетесь решить проблему в личной беседе с директором до того, как начнете действовать через его голову, то ничего хорошего от него вам ждать не приходится. Но если вы последовательно пройдете пять этапов, то, скорее всего, найдете общий язык с директором. А если никакие подходы не помогут, то, поверьте, лучше пойти на прямое столкновение, чем оказаться на положении покорной жертвы, не способной исполнять свои рабочие обязанности.

Директора, посещавшие наши занятия по программе КЭЛ (курсы эффективного лидера), говорили о том, что не хотят «жертвовать» учителями. Они хотят, чтобы учителя откровенно высказывались и информировали директора, когда что-нибудь не ладится. Успехи директора — это в основном успехи учителей. Поэтому они считают, что должны делать все, что в их власти, чтобы помочь учителям повысить результаты работы. Соответственно директора не хотят, чтобы в школе были учителя, которые по объективным или субъективным причинам плохо работают.

Учителей должно успокаивать и то, что даже «неразумные» директора редко спокойно наблюдают, как учителя пытаются действовать «через их голову». Когда директор понимает, что учитель всерьез намерен обратиться за помощью «наверх», проблема, как правило, решается ко всеобщему удовлетворению сторон.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...