Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему я-сообщения редко помогают при коллизии ценностей




Я-сообщения не приносят большой пользы, когда нужно повлиять на поведение школьника, которое имеет в своей основе серьезные ценностные причины. Практически невозможно построить трехчастное я-сообщение, когда ваши ценности отличаются от ценностей другого человека. У вас появится трудность с составлением второго компонента — с определением того, как поведение ученика влияет на вас. Попробуйте сделать это в ситуациях, перечисленных в нижеследующей таблице, и вы увидите, как трудно описать существенное непосредственное воздействие на вас соответствующего поведения ученика.

Теперь для сравнения постарайтесь заполнить я-сообщениями графу «существенное и непосредственное воздействие» в другой таблице, где приведены примеры, в которых поведение школьника оказывает прямое влияние на учителя.

Высказывание: «Когда ты берешь книги с моего стола без спроса, это меня очень расстраивает», — почти наверняка будет мотивировать ученика к тому, чтобы некоторым образом изменить свое поведение и в будущем не огорчать учителя. Но люди редко изменяют свое поведение, если не убеждены, что оно реально кому-то мешает.

Вероятность того, что я-сообщение заставит ученика изменить свое отношение к ценностям или поведение, основанное на ценностях, мала, но мы все равно не рекомендуем учителям отказываться от я-сообщений. Они все равно могут сработать и позитивно повлиять на отношения между учителем и учеником.

Откровенное высказывание (я-сообщение без компонента о существенном и конкретном воздействии), по крайней мере, очертит для ученика вашу позицию.

Предположим, ученица попусту тратит время, тогда как срок сдачи задания наступает. Вы можете сказать: «Я боюсь, что ты не успеешь сделать работу, если и дальше будешь сидеть и глядеть в окно». Конечно, никакого существенного воздействия на вас, в которое ученица могла бы поверить, ее поведение не оказывает. Однако это высказывание позволяет ученице узнать, что і) вы знаете, что перед ней возникла проблема; 2) вы не прошли мимо ее проблемы; 3) вы не придираетесь к ученице и не выговариваете ей, а просто делитесь своим ощущением; 4) ей предоставлена возможность обсудить происходящее.

Как и в случае с любым другим я-сообщением, вы должны затем перейти к активному выслушиванию, чтобы помочь школьнице отреагировать на вашу конфронтацию.

Искренние высказывания иногда позволяют ученикам изменить свое поведение, но рассчитывать на это не стоит. Не удивляйтесь, если они и дальше будут вести себя неприемлемым способом. В этом случае вы можете делать все, что угодно, но только не обращайтесь с одним я-сообщением! Исходите из того, что первое высказывание было услышано. Любое последующее высказывание будет восприниматься учеником как очередная придирка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...