Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА №10. КОГДА ПРОИСХОДИТ КОЛЛИЗИЯ ЦЕННОСТЕЙ




Некоторые конфликты между учителями и учениками невозможно разрешить с помощью метода III.

Мы просим учителей учитывать это ограничение, поскольку, освоив метод III, ОНИ часто решают, что наконец-то добрались до вершины горы. Их охватывает чувство легкости, они думают: «Теперь я смогу справиться со всем, что может выпасть на долю учителя. Я не буду больше чувствовать себя ответственным за проблемы, которые принадлежат школьникам; ученики получат мотивацию помогать мне, когда у меня возникнут проблемы; я теперь знаю, как предупреждать конфликты, меняя среду в классе, и как разрешать конфликты в соответствии со своими интересами и интересами учеников, не прибегая к силе».

Однако, к своему сожалению, учителя порой сталкиваются с конфликтами, которые невозможно разрешить даже с помощью самых передовых методов. Речь идет о конфликтах, связанных с убеждениями, идеалами, духовными ценностями, предпочтениями, личными вкусами. Иногда повод для конфликта бывает на первый взгляд незначителен, иногда — очень серьезен. Весьма трудно прийти к согласию, когда дело касается стандартов в одежде, прическах, уходе за собой, требований к чистоте речи и манере общения, и совсем уж невозможно договориться, когда поднимаются вопросы морально-этического поведения, патриотизма, религии, полового выбора, наркотиков и т. д.

Есть вещи, отношение к которым люди не согласятся изменить ни под каким давлением; следовательно, они не могут быть темой для нахождения взаимоприемлемого решения.

Многие учителя утверждают, что предпочитают не касаться моральных ценностей кроме тех случаев, когда они напрямую затрагивают процесс обучения. Пусть, дескать, эти темы обсуждаются в семье, церкви и других социальных институтах. Часто такое отношение выражается следующим образом: «Мне преподавать свой предмет и то трудно, а тут еще предлагается решать такие вопросы!..»

Но к сожалению, конфликтов вокруг ценностей избежать нельзя, и, если учителя пытаются от них отмахнуться, конфликты лишь углубляются. А если ценностные различия возникают между учителями и школьниками, то здесь уж учителю просто невозможно уйти в тень. Для начала, правда, ему следует понять, что он имеет дело именно с конфликтом ценностей, или, как мы предпочитаем говорить, с «ценностной коллизией». Учителя должны уметь отличать конфликты ценностей от конфликтов интересов.

Как определить коллизию ценностей

Представьте, что вы вступаете со школьницей в конфронтацию по поводу ее поведения, а она смотрит на вас с таким удивлением, словно вы только что вышли из люка космического корабля. Если школьница намекнула (может быть, даже бессловесно), чтобы вы оставили ее в покое, отвязались и перестали придираться, или если в ответ на ваши высказывания, касающиеся ценностей, вы от нее услышите ответные высказывания о ваших ценностях — можете быть уверены, что вы столкнулись с конфликтом ценностей.

Снова обратимся к «окну поведения» и определим область коллизии ценностей. На рисунке показано, как граница приемлемости может быть сдвинута книзу с помощью я-сообщений, изменения среды и применения метода III, которые позволяют расширить педагогическую зону и уменьшить область недопустимого поведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...