Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Станьте эффективным консультантом




Позвольте нам сказать, что учителя не только имеют право, но и обязаны действовать в сфере ценностей, верований и личных убеждений. Мы уже указывали на бесполезность игнорирования ценностных различий и коллизий вокруг них. Мы предупреждали о недопустимости как ложного принятия поведения, так и позы мученика. И мы пытались пояснить, чем вредна мягкотелость. Мы также приводили самые серьезные аргументы против того, чтобы учителя использовали власть и авторитет для насаждения своих ценностей и убеждений среди учеников, — это очень опасный путь.

А теперь мы делаем позитивное предложение учителям — для учеников вы можете стать консультантом по вопросам ценностей. Но быть эффективным консультантом совсем нелегко. Для этого потребуется больше навыков, чем многие себе представляют. Консультант — это, по сути, «агент по изменениям». Следовательно, ученик — его клиент, наниматель. Для начала консультанту следует получить у клиента кредит доверия. Но даже если это происходит, многим консультантам не удается изменить своих клиентов.

Учителя могут повысить свою эффективность в качестве консультантов (агентов по изменениям), применяя в своем классе четыре принципа:

1.    Не пытаться изменить клиента до тех пор, пока не появится кредит доверия.

2.    Приходить с заранее подготовленными фактами, информацией и цифрами.

3.Делиться своим опытом лаконично, кратко и только раз, не быть назойливым.

4. Не брать на себя ответственность за восприимчивость клиента.

Но как добиться того, чтобы тебя нанял ученик? Все просто: поначалу учителя всегда рассматриваются учениками как более опытные, более умные, более знающие и умеющие, чем на самом деле. Другими словами, «психологический размер» учителя в глазах учеников достаточно велик, и он почти всегда может претендовать на должность консультанта.

Как предложить свои услуги в качестве консультанта? И здесь все просто — надо делать то, что обычно делают эффективные консультанты: провести презентацию того, что вы хотите предложить, и дать понять, какую пользу ваша помощь принесет ученикам. Вот краткое изложение такой презентации:

По тому, что я слышал, я могу сделать вывод, что у вас имеются некоторые проблемы (озабоченность, недоумение, трудности) в отношениях со взрослыми, которые пристают к вам из-за того, как вы одеваетесь (или: из-за наркотиков, нецензурных выражений, секса)... Я много читал и размышлял как раз об этой проблеме (или: у меня есть несколько идей, мыслей, решений) и хочу воспользоваться случаем и поделиться своими идеями с вами, а также узнать, что вы по этому поводу думаете... Не хотите ли вы встретиться со мной после уроков, познакомиться с моими идеями и решить, будут ли они для вас полезны?

Этот первоначальный «запрос на краткое прослушивание» обычно срабатывает, поскольку в нем не содержится отрицательной оценки школьника (потенциального клиента). Он не навязывает ваши услуги и лишь просит школьников о встрече как о небольшом одолжении. Помните, что до тех пор, пока вы не получили должность, никаких консультаций не должно быть.

Если такая встреча состоится, делитесь своими идеями осторожно — не надоедайте клиенту. Это важнейшее правило нарушается многими учителями — они засыпают учеников всевозможными сообщениями, которые те довольно быстро начинают воспринимать как проповедь, назидания и промывание мозгов. Ничем иным нельзя столь верно отвратить учеников от себя. Что касается эффективного консультанта, то он не читает проповедь, не увещевает, а просто делится своим опытом и предлагает. Слово предложение хорошо сочетается с эффективным консультированием.

Попытка изменить других (даже предлагая новые идеи, новые факты, новые решения) почти всегда провоцирует сопротивление и переход в оборону. Редко клиенты принимают что-либо новое, не стараясь защитить прежний комплекс убеждений и привычный образ поведения. Школьники будут противиться учительским идеям и с большим энтузиазмом защищать свои собственные. И здесь не обойтись без активного выслушивания. Эффективный консультант должен уловить момент перехода клиента в оборону и продемонстрировать приятие его чувств.

Оставьте всю ответственность на школьниках. Проблемы должны разделяться по принадлежности. Если вы действуете как консультант, то проблема принадлежит вашему клиенту. Ведь именно ему вы демонстрируете новый образ поведения или мышления, и ваш совет (новая информация) именно для него создает проблему. Учителя, которые считают, что школьники просто обязаны перенять их идеи, ценности или образ поведения (дескать, в противном случае они окажутся неспособными учителями), нарушают этот важный принцип, берут ответственность за решение проблемы на себя и... получают отставку от клиента.

Лучшие учителя понимают, что ответственность за это должны нести школьники. Они «наняты» учениками прежде всего для того, чтобы учить. Они тщательно готовятся к тому, чтобы быть интересными и увлекательными на уроке. Они никогда не повторяют пройденного, пока кто-нибудь из учеников не произнесет: «Я не понял. Расскажите еще раз». Их ответственность заключается в том, чтобы донести знания до учеников, обучить их тому, что знают сами, а вовсе не в том, чтобы брать принадлежащие ученикам проблемы на себя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...