Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальная или коллективная психотерапия




Для тысяч людей, работавших с профессиональным психотерапевтом, такой опыт вспоминается как самый благодатный в жизни. Однако, к сожалению, многим людям обращение к психотерапевту кажется признаком умственного заболевания. На самом деле психотерапия не отличается особыми успехами при работе с серьезно заболевшими людьми; ее контингент — те, кто относительно здоров. Психотерапевты согласны с нами в том, что психотерапия предназначена для тех, кто достаточно успешен, но хочет быть еще успешнее, для тех, кто не столько болен, сколько хочет лучше себя понять, имеет большой потенциал и хочет его реализовать.

Выбор психотерапевта не лишен трудностей. Как и в любой другой профессии, здесь тоже имеются специалисты разной квалификации. Поэтому получите как можно больше информации, прежде чем выбрать себе врача. Рекомендации друзей, священников или врачей других специальностей необходимо учитывать. Если вы предпочитаете психолога, то такой специалист должен иметь диплом психолога и соответствующую квалификацию. Не пользуйтесь услугами психотерапевта, с которым вы чувствуете себя неуютно. Эффективный «помощник», независимо от его конкретной специализации, всегда воспринимается как сердечный, понимающий человек, и прежде всего хороший слушатель.

Поймите ваши собственные ценности

Многие люди получили большую пользу от участия в группах по прояснению ценностей. Задача этих групп — помочь людям лучше понять, чем они поистине дорожат, начать делать то, что они больше всего ценят и достигать целей, о которых они мечтают.

Такие группы используют специальные методики, чтобы помочь людям определить их ценности. Сделайте список того, чего вы больше всего хотите добиться. Затем составьте список убеждений, которые вы хотите отстаивать. Упорядочите списки, начав с самых главных вещей и закончив наименее главными. Не бойтесь переписывать или менять их порядок. Вы готовы встать и принародно зачесть ваши списки?

Спросите себя, действительно ли речь идет о том, что именно вы цените больше всего? Или кто-то иной (например, родители в детстве) убедил или заставил вас в это поверить? Если вы обнаружите, что некоторые из ваших ценностей не основаны на вашем опыте, а заимствованы у кого бы то ни было, можете исключить их из списков. Если учительница вдруг поймет, что ее высокая требовательность к аккуратности и порядку (или к речи, манерам, стилю в одежде) была в свое время навязана ей родителями, то есть шанс, что она изменит эту ценность и станет более терпимой к отсутствию аккуратности у школьников.

Для некоторых людей становится настоящим откровением, когда они узнают, что многие из их ценностей не принадлежат им. Следующие вопросы могут прояснить учителям их истинные ценности:

•     «Есть ли у меня право самому выбирать ценности?»

•     «Должен ли я просто соглашаться с тем, что мне говорят по поводу моих убеждений?»

•     «Что мешает мне отказаться от ценностей, которые я только считал своими, и сохранить те ценности, которые я хочу сохранить?»

Сохранение своих собственных ценностей и навязывание их другим

Одно дело — сохранять свои ценности, совсем другое — навязать их другим. Спросите себя: «Есть ли у меня право однозначно судить, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, что морально и что аморально?»

Учителя, которые навязывают ученикам свои ценности, часто являются людьми с непоколебимыми и жесткими представлениями о том, что правильно и что неправильно для каждого. Чем больше учителя уверены, что их собственные ценности и убеждения — истина в последней инстанции, тем больше они будут хотеть распространить их на своих учеников (и на других людей тоже). Однако такие усилия редко приносят удачу. Они лишь порождают дополнительные ценностные коллизии.

Учитесь у учеников

Учителя, желающие слышать детей или «побывать на их месте», тут же оказываются под вилянием их ценностей и убеждений. Отметим влияние молодежи на взрослых в том, что касается музыкальных вкусов, отношения к гражданским правам меньшинств, сохранения и загрязнения окружающей среды, альтернативных образов жизни, ранней половой жизни и многого другого. Попробуйте узнать у молодежи о новых ценностях и тут же обнаружите, что они вам подходят больше, чем прежние.

И задайте себе самый главный вопрос: «Почему мне так тяжело воспринимать тех, кто предпочитает быть не таким, как я?»

Учитесь смирению

Если в отношениях с учеником вам не удалось разрешить коллизию ценностей ни в качестве эффективного консультанта, ни посредством примера, ни путем изменения своих собственных воззрений, остается попробовать последний, четвертый метод. Инструкторы КЭП в таких случаях совершенно серьезно говорят учителям: «Молитесь!» — и добавляют: «Вот молитва Рейнхольда Нибура, которая, по нашему мнению, больше всего подходит». В этой молитве испрашиваются те качества, в которых, по нашему мнению, больше всего нуждается педагог:

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.

Учитель должен найти силы для спокойного восприятия ценностей, верований и убеждений своих учеников, которые он не может изменить.

ГЛАВА №11. ЧТОБЫ УЧИТЕЛЮ В ШКОЛЕ БЫЛО ХОРОШО

Родители могут выбирать любой родительский стиль и сами решать, какой пример подавать своим детям. С учителями дело обстоит не так. Их свобода выбора существенным образом ограничена: учителя являются наемными работниками организации, в которой как следует относиться к ученикам и как преподавать определяют нормы, правила, запреты и служебные обязанности.

Организационные факторы весьма серьезно влияют на процесс обучения. Неудивительно, что один философ как-то сказал, что если мы собираемся освободить учеников в классе, то сначала мы должны освободить учителей. Ведь учителя, как и школьники, прямо или косвенно подчиняются власти и авторитету своего руководства. Их права часто не соблюдаются, им не дают возможности участвовать в принятии решений, которые им же потом приходится выполнять. Администраторы не прислушиваются к их мнению, а работать им приходится в атмосфере постоянных проверок.

Тем не менее от учителей ждут, что их деятельность будет отвечать интересам учеников. Наша теория эффективных человеческих отношений утверждает, что учителя не смогут работать в интересах учеников, если обстановка в школе не будет отвечать их интересам.

В настоящей главе мы предлагаем учителям идеи и основные направления действий, которые могут сделать школу более подходящим местом для преподавания.

Что могут сделать учителя, чтобы школа больше отвечала их интересам? Как учителю стать более эффективным воспитателем в своей школе?

Для начала учителя должны лучше понимать природу учреждения, которое мы называем «школа».

Особенности школ, создающие проблемы учителю

Все школы не похожи друг на друга, поэтому особенности, о которых пойдет речь, в конкретных школах могут проявляться в разной степени. Также могут быть школы, в которых они вообще отсутствуют.

Учитель — лицо подчиненное

Почти все школы организованы по принципу иерархии, в которой учителя подчиняются директору или завучам. В свою очередь, директора и завучи подчиняются районному школьному начальству. По какой-то печальной причине организация школы немногим отличается от старинных военных организаций. Неотъемлемой частью военной организации являются такие принципы, как: единоначалие, границы полномочий, иерархия власти и авторитета, подчиненность сверху донизу, необходимость соблюдать субординацию, наказание за несоблюдение правил и т. п.

Несмотря на все заявления, что школа является демократическим институтом, созданным в интересах демократического общества, большинство школ менее всего демократичны, и никто не знает этого лучше учителей. В реальной школе все отдано на откуп власти и авторитету.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...