Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прививайте то, что вы цените




Двойные стандарты, господствующие во многих школах, — это основное препятствие, которое мешает учителю стать примером для подражания. «Делайте то, что я говорю, а не то, что я делаю» — это не самый эффективный способ привития ценностей. Да, ученик обучается ценностям, но обычно это не те ценности, о которых он мечтает. Постепенно ученик узнает о том, что если ты достаточно силен, чтобы заставлять других подчиняться правилам, то сам можешь не подчиняться, и делает вывод, что в двойных стандартах нет ничего плохого.

Постарайтесь понять, нет ли противоречий между тем, что вы пытаетесь привить, и тем, что «официально» прививает школа. Имеется ли в школе, в которой вы работаете, дискриминация определенных групп людей — учителей, школьников, подростков, стариков, мужчин, женщин? Позволяют ли правила вашей школы взрослым и невзрослым вести себя одинаково? Могут ли взрослые применять к школьникам телесные наказания в то время, как самим школьникам не дозволяется даже драться со сверстниками, не говоря уже о том, чтобы «наказать» ударом взрослого?

Есть ли в вашей школе отдельные и неравнозначно оборудованные туалеты и места отдыха для преподавателей и школьников? Для преподавателей и администрации? Есть ли в буфете отдельное меню для преподавателей и школьников? Может ли учитель есть за своим столом, тогда как детям проносить еду в класс запрещено?

Если ответ на все эти вопросы утвердительный, то какие ценности ваша школа прививает? Можно ли их соотнести с целями и задачами, декларируемыми органами образования? Обычно в таких декларациях содержатся важные ценностные ориентиры, но реализуются ли они? Ничто так не возмущает школьников, как лицемерие взрослых, которые провозглашают одни ценности, а живут по другим.

А что вы скажете о своем собственном поведении? Есть ли у вас двойные стандарты? Если есть, то их вы внушаете школьникам своим примером. Если вы цените честность, то будьте честны с учениками. Если цените аккуратность, то будьте аккуратны в одежде и манерах. Если цените точность, никогда не опаздывайте.

Чтобы дети перенимали у вас ценности, нужно поддерживать с ними хорошие отношения. Одним из основных достоинств КЭП является то, что учителя узнают, как нужно такие отношения строить. Подражать методу III намного эффективней, чем рассказывать о демократическом процессе. Ежедневное использование я-сообщений дает ученикам больше, чем разговоры о необходимости быть честным в общении.

Нравоучение прививает нравоучение, вот поэтому по достижении десятилетнего возраста дети уже могут прочесть нравоучение на любую тему, касающуюся ценностей. Не верите? Попросите их рассказать о вреде курения, алкоголя или о том, что нельзя поддаваться на уговоры незнакомца. Но вести себя дети будут, как взрослые, от которых они слышали эти бесконечные увещевания. Великая сила подражания заключается в том, что подражают, как правило, не словам, а делам. Учителя никогда не должны забывать об этом. Подражают не слову, а делу! Не проповедуйте, а будьте примером!

Но помните: личный пример может не сработать. Ценности постоянно меняются. Если вы будете прививать уходящие, но близкие вам ценности, то вряд ли кто из школьников сделает их своими. Но даже тогда, когда школьники не перенимают учительские ценности, они восхищаются тем, как учитель придерживается своих убеждений. Поэтому, даже тогда, когда ваш образ жизни в целом не принимается, ребенку прививается такая ценность, как твердость убеждений, отсутствие лицемерия, жизнь в соответствии с собственными принципами, пусть даже эти принципы непопулярны.

Есть еще одна вещь, без которой педагогика не может обойтись, это — подражание. Школьникам небезразлично, что учителя делают, говорят и носят. Они очень чутки к этому, и учителя даже не предполагают насколько. Учителя постоянно, день за днем остаются на глазах у детей. Их повседневное поведение, возможно, имеет большее влияние на школьников, чем все остальное. Об этом надо помнить всегда.

Будьте снисходительны

Для большинства учителей не составляет труда освоить новые методы формирования школьников или учебной среды, а вот формировать себя — значительно труднее. Тем не менее самовоспитание — это единственное, что учитель может полностью контролировать.

Идея о том, что учитель должен формировать себя, чтобы улучшить отношения с учениками, не так популярна, как попытки изменить учеников, чтобы они лучше подходили для учителей и школы. Педагогика — это, по общему убеждению, профессия, призванная воспитывать и развивать детей и подростков. Редко педагогика воспринимается в качестве деятельности, которая может развивать и воспитывать учителя как личность.

Любой человек понимает, что в отношениях с другими людьми — супругом, другом, коллегой, директором, родственником — бывают моменты, когда нужно с чем-то смириться, чтобы избежать серьезного конфликта. В сущности, это значит произвести такие изменения в себе (причем порой незначительные), которые могут значительно изменить отношения с другими людьми.

Для учителей, если они хотят, чтобы школьники менялись, самовоспитание — это не прихоть. Изменять себя не так уж трудно и не так уж неприятно, как могут думать многие учителя. Программа КЭП с этим справляется с блеском. Когда мы просим учителей оценить изменения, которые в них произошли благодаря курсу, они чаще всего говорят, что повысилась гибкость, увеличилась снисходительность, больше стало терпения, выросла любовь к профессии. И соответственно меньше стало разочарованности и злости, ушли страх и перфекционизм, исчезла постоянная напряженность.

В анкетах после прохождения курсов учителя часто пишут: «Теперь я стал себе намного больше нравиться». Нам кажется, что и ученики стали любить их больше. Наши исследования показывают, что если учитель нравится себе, то и ученики ему тоже будут нравиться. Чем более человек снисходителен к самому себе, тем меньше у него будет ценностных коллизий.

Словом, ясно, что учителя могут изменить себя и стать более снисходительными к ученикам. Чтение этой книги или посещение КЭП — это лишь один из открытых для учителя путей к самовоспитанию. Ниже приведены другие направления, по которым может развиваться учитель, желающий лучше относиться к себе и своим ученикам.

Лучше узнавайте детей

Читайте все, что вам попадется, о детях, подростках, молодежной культуре, правах детей. Люди враждебны к тем, кого не понимают. Понимание другой культуры или другой возрастной группы улучшит ваше приятие их поведения и особенностей. Пригласите своих учеников поговорить о ценностях и убеждениях — как они их приобрели и что они для них значат. Активное выслушивание побудит их поделиться с вами своими чувствами. Выберите ученика, с которым у вас больше всего несовпадающих ценностей, и обсудите это в личной беседе, используя активное выслушивание. Вы начнете лучше относиться к нему, когда поймете, что лежит в основе его убеждений и ценностей.

Стремитесь к развитию в коллективе Учителям, которые хотят лучше понимать себя, лучше всего принять участие в существующих уже группах коллективного развития. Хочу только предупредить: не стоит колебаться при желании покинуть группу, если она вас как-то раздражает.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...