Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как обеспечить соблюдение правил за пределами учительской компетенции




Что делать учителю, если ученики нарушают правила, установленные «на более высоком уровне» — за пределами учительской компетенции?

Вот несколько рекомендаций:

1.    Выясните, известно ли ученику это правило и последствия его нарушения. Если ему правило не известно, проинформируйте его.

2.    Если после того, как вы убедились, что школьник знает о правиле, но просит, чтобы его освободили от исполнения, сообщите ему, что у вас нет полномочий для предоставления ему такой свободы.

3.    Если школьник знает о правиле, но все равно его нарушает, прибегните к я-сообщению: «Я буду нести ответственность за то, что ты нарушил это правило».

4.    Примените активное выслушивание после я-сообщения.

5.    Если школьник будет упорствовать в своем поведении, перейдите к методу III. Благодаря этому вы, скорее всего, сможете узнать, что побудило школьника нарушить правило.

6.    Если метод III не позволил добиться приемлемого результата, то вы можете а) предупредить школьника об ответственности в случае очередного нарушения правила; б) если вы считаете правило необоснованным, попытайтесь изменить его, обратившись к собранию учителей или к директору школы.

Существуют ли случаи, когда метод I становится неизбежным?

Учителя на занятиях по программе КЭП почти всегда задают этот вопрос.

Но во-первых, учителя не должны путать метод I и решительные попытки оказать влияние на ученика — например, команды, распоряжения, приказы. Решительная команда не имеет прямого отношения к методу I — это «попытка повлиять». Если ученик тут же подчиняется, то никакого конфликта нет. Если же ученик противится, возникает конфликт. И мы можем говорить о том, что учитель применяет метод I лишь в этом случае, если он использует власть для преодоления сопротивления (разрешение конфликта, когда учитель выигрывает, а школьник проигрывает).

Во-вторых, учителям необходимо понимать сущность строгих воздействий и условия, в которых они могут давать или не давать эффект. Нет ничего предосудительного в том, что на ученика оказывается воздействие; мы все оказываем на кого-нибудь влияние, если хотим защитить свои интересы. Проблема человеческих отношений возникает лишь тогда, когда реципиент противится оказываемому воздействию и возникает конфликт. В этом случае источник воздействия должен перейти к разрешению конфликта по методу III, который значительно эффективнее ты-сообщений.

Мы все пользуемся широким спектром воздействий. Их сила определяется содержанием высказывания, тоном или громкостью голоса, выражением лица. Однако до начала конфликта никакое воздействие нельзя называть методом I, II или III.

Слабые воздействия, вполне возможно, не будут восприниматься учениками как демонстрация силы. Но они могут оказаться недостаточно эффективными. Если они не сработали, то учителю нужно быть готовым либо к принятию «отказа» со стороны ученика, либо к более жесткому воздействию.

Жесткое воздействие обычно воспринимается учениками как угроза того, что неподчинение повлечет за собой наказание. В результате ученик либо будет сопротивляться открыто, либо побоится столкновения, сделает вид, что подчиняется, и его сопротивление будет скрытым.

В двух ситуациях — 1) необычность обстоятельств и 2) наличие правил игрового типа — жесткая попытка воздействия может быть воспринята учениками как вещь вполне естественная. Под необычными обстоятельствами понимаются такие, для которых важна скорость реакции («Задержись с прыжком!» «Наклони голову!»), при которых опасность очевидна и реально существует («Не зажигай спичку — запах газа!») и т. д. Что же касается второй ситуации, токак пример можно привести команду учителя физкультуры: «Рассчитаться на первый-второй!» При таких условиях жесткие попытки воздействия почти никогда не вызывают сопротивления. Реальные проблемы возникают, когда учитель действует как армейский держиморда и использует жесткие формы воздействия там, где они необоснованны.

Когда же попытка воздействия все-таки порождает конфликт, использование учителем метода I может себя оправдать, когда 1) существует явная угроза; 2) ребенок не понимает логики вашего поведения; 3) большое значение имеет время («Скорее спускайтесь, а то опоздаете на автобус!»).

Когда учитель использует метод I в таких ситуациях, чувствуя, что он необходим и обоснован, в дальнейшем следует принять меры к тому, чтобы предупредить ухудшение отношений со школьниками. Учитель может: 1) объяснить ученику, почему он использовал метод I; 2) извиниться; 3) использовать активное выслушивание, чтобы узнать чувства ученика; 4) пригласить ученика для «участия в планировании», чтобы в будущем не возникало подобных ситуаций.

Опыт учителей, пользующихся методом III, говорит о том, что нечастое использование метода I не сказывается на отношениях с учениками. Тем не менее метод I может привести к потере хороших отношений, особенно в тех случаях, когда сдерживаемые учеником чувства достаточно сильны. Использование власти всегда сопряжено с таким риском.

Зачем ученикам нужно самим знать эти методы

Учителя пользуются новыми методами общения и разрешения конфликтов, чтобы увеличить реальное время преподавания. Но не менее важно, чтобы они учили этим методам своих учеников. Дети вполне могут освоить и метод активного выслушивания, и я-сообщения, и разрешение конфликтов без появления проигравших. Мы уверены в этом, поскольку обучаем молодежь новым методам на специальных курсах, через которые прошли десятки тысяч молодых людей.

Там, где школьники берут на себя ответственность за разрешение своих собственных конфликтов, учителям не приходится вмешиваться в отношения между ними и решать, кто прав, а кто виноват. Дети, освоившие метод III, всегда лучше относятся к сверстникам, учителям и родителям и не прибегают к насилию при выяснении отношений с другими людьми.

Если детей научили, как разрешать конфликты, и возложили на них соответствующую ответственность, они не пытаются добиться своего любой ценой и стремятся к выработке таких решений, которые устроят все стороны. Важно и то, что школьники будут пользоваться приобретенными навыками всю жизнь и строить на их основе свои отношения с людьми. Один калифорнийский школьник, занимавшийся на наших молодежных курсах, сказал: «Теперь у меня никто не отнимет умения строить общение и разрешать конфликты. У меня раскрылись глаза на мир, и я впервые понял, сколько один человек может сделать для другого».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...