Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как быть с проблемами, которые находятся за пределами компетенции учителя?
Решение проблем с помощью метода III может приносить такое удовольствие, что многие учителя и их классы увлекаются и берутся за дела, которые находятся вне сферы их компетенции. Например, если во всем регионе действует правило, запрещающее детям покидать территорию школы во время перемен, то учитель, который предлагает классу прогуляться за пределами этой территории, действует за пределами своих полномочий. У него нет права выносить решения, которые, по сути, отменяют правила, принятые «на более высоком уровне». В пределах компетенции учителя находятся такие вопросы, как внешний вид и общественные нагрузки учеников, разделение труда, шум в классе, содержание и хранение учебных материалов, планирование уроков и т. п. На рисунке показано, как степень свободы учителя ограничивается законами, правилами и положениями, которые уже приняты на более высоком уровне — начиная от законов государства и заканчивая правилами, установленными школьной администрацией. Область а соответствует ограничениям, наложенным на учителя федеральными законами. Например, он обязан обучать детей. У учителя нет права решать, стоит или нет ученикам ходить в школу. Область b соответствует ограничениям, наложенным на учителя региональными законами. Это, например, требование пользоваться учебниками, утвержденными региональными органами образования. Соответственно учитель не имеет права обсуждать с учениками, по каким учебникам они могут заниматься. Свобода учителя ограничена также местными законами с, положениями, принятыми местными органами образования d, положениями районных органов образования е и положениями, утвержденными директором школы f. Область свободы, оставленная учителю, обозначена кружочком с буквой g. Учитель со своим классом могут заниматься решением проблем только внутри этой области. В противном случае учитель обречен на неудачу. Вот что рассказала одна учительница, вместе с классом ошибочно взявшаяся за решение проблемы, лежащей вне зоны, обозначенной буквой g: В нашей школе есть правило, запрещающее жевательную резинку. Дети в моем классе просто ненавидят это правило, поэтому, когда мы стали пользоваться методом III, они тут же выставили его на обсуждение. Мы решили, что это правило является неудачным решением существующей проблемы. Сначала мы по-другому сформулировали проблему: «как избавляться от жвачки». Нам удалось найти решение, а если точнее, то комплекс решений, но, когда я стала рассказывать об этом другим учителям, они подняли меня на смех. Позднее директор сказал, что назначает меня ответственной за исполнение правила, запрещающего в школе жвачку. Ошибка учительницы в том, что она попыталась решить проблему, в отношении которой существовало правило, принятое на более высоком уровне. В одиннадцатой главе мы покажем, как учителя могут оказывать влияние на изменения в правилах, принятых директором школы, районными или региональными органами образования. Если не удается сразу найти решение Иногда, несмотря на все старания, найти решение проблемы сразу не удается. Причина может быть и в том, что учитель еще не готов к применению метода III, и в том, что его мышление против воли строится на принципе «выиграл или проиграл», и в том, что он просто не может растопить лед недоверия в отношениях с учениками. Когда приемлемое решение не находится, учителя не должны падать духом. Вот наши рекомендации: 1. Вернуться к этапу 2 и предложить несколько новых решений. 2. Перенести обсуждение проблемы на следующий день. 3. Постараться понять, в чем трудность, и убедиться, что нет другой, еще более серьезной проблемы, которая пока не решена и мешает успеху. 4. Исходить из того, что решение есть и оно где-то рядом. 5. Продолжать творческие поиски решения. Когда школьники встраивают наказание в решение Учителя часто слышат предложения вставить в условия соглашения определенное наказание или штраф, если кто-то будет не выполнять принятые на себя обязательства. Ученики так привыкли к наказаниям за проступки, что ошибочно считают, будто это единственный способ борьбы с нарушениями. К удивлению учителей, они часто предлагают довольно суровые наказания. Им необходимо дать понять, что новый метод разрешения конфликтов исключает наказания. Подчеркните, что новый метод основывается на доверии и на уверенности в том, что все участники обсуждения готовы выполнять принятое правило. Скажите им, что разговор о наказании или штрафах порождает недоверие, сомнение и пессимизм. Ведь дети сами часто говорят: «Когда учителя мне верят, я чувствую, что мне можно доверять. Но когда учителя не доверяют мне, кажется, что я должен поступать так, как они от меня ожидают». Основной принцип таков: учителя должны соблюдать презумпцию невиновности — «не виновен до тех пор, пока не доказано обратное», или, в нашем случае будет точнее сказать: «ответственен до тех пор, пока не доказана безответственность». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |