Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как использовать метод III в классе для выработки правил поведения




Никто всерьез не думает, что человеческие отношения могут обойтись без соблюдения определенных правил. Это равным образом справедливо для любых групп, объединяющих людей, — будь то семья, школьный класс или коллектив промышленного предприятия. Альтернативой правилам, положениям и законам является анархия.

Как мы уже говорили раньше, школьникам очень трудно существовать в условиях, когда они не знают границ, которые отделяют допустимое поведение от недопустимого. При отсутствии правил (или при нечетких правилах) конфликты неизбежны и их приходится решать постоянно. Двусмысленность ситуации одинаково мешает и учителям, и ученикам, заставляя их расходовать большое количество энергии не на конструктивные цели, а на то, чтобы понять, как себя вести.

Но еще чаще школьники оказываются в противоположной ситуации — в классе действует слишком много правил, причем многие из них абсолютно бессмысленны или сформулированы исключительно ради удобства учителя.

Большинство школ существует с двумя видами правил — формальными (часто распространяемыми среди школьников и учителей в виде небольших книжечек) и неформальными, которые являются частью школьной традиции. Иногда неформальные правила и положения продолжают действовать еще долго после того, как причина, по которой их ввели, перестала существовать. Хотя применять их вряд ли уместно — как, например, в следующем случае.

Один только что назначенный директор начальной школы обнаружил, что классы, выходящие из буфета, идут на игровую площадку кружным путем через всю школу, мимо тех классов, которые продолжают заниматься, вместо того чтобы выйти прямо во двор. Когда он спросил об этом учителей, те ответили, что «так было всегда», что «по-другому в этой школе на игровую площадку не ходили». В конце концов одна учительница вспомнила, откуда это правило взялось. Оказывается, вскоре после открытия школы дорожку покрыли асфальтом, и, чтобы не пачкать подошвы, школьников стали водить на игровую площадку кружным путем. С тех пор прошло восемнадцать лет, но однажды введенное — на короткое, надо полагать, время — правило продолжало неукоснительно выполняться.

Школьникам везде приходится существовать в условиях, определенных взрослыми и для взрослых, причем в некоторых случаях — взрослыми, которых и след простыл. Это в равной степени относится и к формальным, и к неформальным правилам. Участие школьников в формировании правил в большинстве школ остается минимальным — в основном оно ограничивается такими мелочами, как цвет доски объявлений в буфете или определение даты очередной дискотеки.

Еще раз повторим: конфликты между учителями и школьниками почти всегда возникают, если 1) отсутствуют четкие правила; 2) правила формально не закреплены, поэтому их трудно понять и интерпретировать (или вообще узнать, что они существуют);3)     правила навязаны школьникам взрослыми, причем особенно это касается правил, которые по сути своей бессмысленны или несправедливы.

Во избежание конфликтов необходимо разработать процедуры, предполагающие совместное участие учителей и учеников в выработке правил и положений, которым должны подчиняться школьники.

Как организовать урок по выработке правил

Традиционно правила, которым должны следовать школьники в классе, определяются учителями. Не менее традиционно школьники эти правила нарушают. Поэтому учителям приходится тратить много времени (по некоторым оценкам, от 50 до 6о процентов) на наведение порядка и наказание нарушителей.

Многие учителя пытаются предупредить возникновение такой ситуации и при необходимости отводят для выработки правил «классный час». В идеале такое собрание должно состояться в первый день пребывания детей в школе, но часто их предпочитают проводить тогда, когда дети уже достаточно освоились в классе. Метод III — незаменимый помощник в организации и проведении «классных часов».

При этом учителям следует помнить о некоторых важных в данном случае принципах метода III. Во-первых, класс не может вырабатывать правила за пределами компетенции своего учителя. Не должны обсуждаться, например, такие вопросы, как сокращение уроков на два часа или курение в классе. Решения могут приниматься только в пределах «свободы действия» учителя. Но и в пределах этой области школьники не могут принимать правила, неприемлемые для учителя, поскольку при методе III все решения принимаются консенсусом, а учитель — такой же участник обсуждения.

Подготовка

Мы предлагаем начать с рассказа о том, какой вы видите цель собрания. Ниже приводится текст, которым вы можете воспользоваться:

Это собрание проводится для того, чтобы выработать правила и принять положения, которые будут определять поведение как школьников, так и учителя и против которых никто из нас не будет возражать.

Ученикам младших классов можно сказать:

Давайте поговорим о правилах, которые необходимы, чтобы вы могли хорошо учиться и ладить друг с другом. Мне нужна ваша помощь, чтобы решить, какие правила нам нужны.

Очень нужно, чтобы школьники понимали, что вы не будете прибегать к силе в стремлении принять те правила, которые нужны только вам. Но не менее важно, чтобы они поняли, что вы не дадите им давить на вас! Они должны понять философию метода III, которая заключается в том, чтобы принятое решение устраивало всех без каких бы то ни было исключений.

Важно также, как сидят участники собрания — столы следует поставить так, чтобы они видели лица друг друга.

Проведение собрания

И у вас, и у школьников должен быть заранее заготовлен перечень ситуаций, для которых правила нужнее всего. Речь, разумеется, идет о ситуациях, чреватых конфликтами. Например:

· занятие своих мест в начале урока;

· покидание своих мест без разрешения учителя в конце урока;

· хранение учебных материалов;

· шум в классе, когда учитель излагает новый материал или дает задания;

· работа со сложным оборудованием.

Не старайтесь разработать правила на все случаи жизни. Помните, что, если в течение учебного года или полугодия возникнут проблемы, вы можете совместно с учениками разработать новые правила. Цель первого такого собрания — показать, что школьники могут участвовать в установлении правил; что правила необходимы для нормальной работы коллектива; что необходимо уважать права каждого члена коллектива (включая учителя).

По возможности записывайте высказанные идеи на доске. Помните, что вы тоже можете предлагать правила.

Старайтесь придерживаться шести этапов решения проблем. На этапе 2 воздержитесь от оценок. Если ощущаете, что какая-то идея завоевала значительную поддержку, проверьте это, спросив: «Кто-нибудь возражает против этого правила?»

Очень важно не затягивать процесс, чтобы ученикам не стало скучно. Поддерживайте темп. Работайте быстро.

После достижения общего согласия не забудьте записать правило. Размножьте список, чтобы у каждого школьника был свой экземпляр. Повесьте один экземпляр на доску объявлений или сделайте большой плакат. Или запишите каждое правило на отдельной табличке и развесьте таблички по всему классу.

Кроме того, пусть класс знает, что любое правило со временем может быть изменено или вовсе отменено, если окажется, что оно не приносит пользы.

Роль учителя

Очевидно, что эффективность собрания по выработке правил будет во многом зависеть от того, как учитель проведет это собрание. Вам необходимо:

1.    Часто пользоваться методом активного выслушивания.

2.    Не пользоваться комментариями типа:

«Это другая тема. Давайте вернемся к нашему вопросу».

3.    Использовать я-сообщения для того, чтобы выразить свои интересы или нежелание принимать некоторые предложенные правила (например: «Учитель наказывает всех, кто разговаривает»).

4.    Избегать положительной или негативной оценки (например: «Это хорошая идея» или «Это глупое предложение»).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...