Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Польза от собрания по определению правил
Участие класса в определении правил в любом случае принесет пользу: 1. Ученики получат мотивацию исполнять правила. 2. Ученики получат импульс к творческому мышлению. 3. Ученики узнают, что учителя — это обычные люди и у них есть свои нужды. 4. Правила, разработанные при участии школьников, будут больше отвечать жизненным реалиям, чем правила, установленные учителями в одностороннем порядке. 5. Учитель будет тратить меньше усилий на обеспечение соблюдения правил. Ответственность за исполнение правил несет весь коллектив. 6. Будет предотвращено много случаев неприемлемого поведения. 7. Ученики получат урок демократии, узнают, как непросто вырабатывать законы. Установление правил по методу III — это демократия в действии, демократия на личном опыте, а не на словах. Так демократия превращается для детей из абстрактного понятия в жизненную реалию. Сколько это может запять времени? Учителя иногда не хотят проводить собрания по методу III, поскольку опасаются, что на это уйдет много времени. Да, времени уйдёт много. Мы даже рекомендуем выделить на такое собрание не менее половины дня. А с самыми трудными классами на это уходит от одного до двух дней. Мы также советуем проводить собрания по определению правил как можно раньше, в самом начале учебного года, до того, как случится какой-нибудь конфликт. Стоит ли время того? Вспомните, сколько времени учителя обычно тратят изо дня в день на выполнение правил, установленных по методу I. А сколько времени расходуется на конфронтации с учениками или на изменение школьной среды? Совместно принятые правила все это время сэкономят. Наше мнение, основанное на данных, сообщенных тысячами учителей, использовавших метод III, таково: причастность всего класса к определению правил в дальнейшем экономит огромное количество часов, которые иначе были бы израсходованы на борьбу с плохим поведением, разрешение конфликтов и т. д. Вот признание одного учителя, который уже несколько лет пользуется методом III для выработки правил поведения в классе: Из всех курсов по классному руководству, которые я посещал, КЭП следует отнести к самым ценным. Из всего, что я узнал на курсах, самым полезным оказался метод III. Когда я пришел на курсы, я был готов бросить педагогическую деятельность из-за постоянной необходимости наводить порядок. КЭП показали мне, что реальная проблема в моем классе заключалась в правилах, принятых по методу I. Я их создал, и я их насаждал. Этим я занимался основную часть времени. Когда я позволил классу самому заниматься установлением правил, ситуация изменилась. У меня появилось время на обучение, и школьникам я нравлюсь больше, потому что стал учителем, а не надзирателем. Как решать типичные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, работающие по методу III Концепция метода III очень проста, но применять этот метод довольно трудно. Учителя неизбежно сталкиваются с проблемами, особенно на ранних этапах перехода от методов I и II. Конкуренция «решений» или конкуренция «интересов» Некоторые учителя допускают ошибку, определяя свой конфликт с учениками как «конкуренцию решений». Классические проблемы такого рода встречаются в большинстве школ. Обычно происходит что-нибудь такое: УЧИТЕЛЬНИЦА: Мы тратим много времени каждый день после окончания урока. Как сделать так, чтобы все тихо сидели на своих местах и вас можно было отпустить? Есть идеи? Если нет, то я буду каждый день кричать на вас и добиваться тишины. Особенно это касается, Хулио и Виктор, вас. ХУЛИО: А вы перестаньте кричать на нас. УЧИТЕЛЬНИЦА: Если я не буду кричать, вы никогда не усядетесь и не будете соблюдать тишину. ХУЛИО: Все это правильно, но в классе сразу станет тише, если вы будете кричать. Аналогичные ситуации убеждают учителя в том, что ученики, подобные Хулио и Виктору, «трудноуправляемы». А школьники воспринимают учительницу как старую брюзгу, которая готова на все, лишь бы испортить им жизнь. При этом обе стороны не правы. В такой ситуации учительница должна задать себе неизбежный вопрос: она действительно хочет, чтобы тридцать попок сидели как пришитые к тридцати стульям? Заставить всех сесть — это решение необходимо учителю, чтобы реализовать свой интерес, состоящий в плавном переходе от одного вида деятельности к другому. А Хулио и Виктор в это время, возможно, решают обсудить, что им делать на предстоящей перемене. Когда учитель начинает настаивать на своем, они навязывают ему игру «Мое решение важнее вашего». Стоит ли напоминать, что конфликты, определяемые в терминах конкурирующих решений, всегда заканчиваются проявлением власти по методу I? Кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Отличать интересы от решений сложно, причем детям это дается намного труднее, чем учителям. Поэтому учителям приходится подолгу выслушивать учеников, прежде чем удается прояснить и отделить то, в чем они на самом деле нуждаются, от их решений. Учителю необходима смелость, чтобы формулировать честные я-сообщения, дающие ученикам знать, какие их «потребности» или «решения» неприемлемы для учителя: • «Я не могу принять это решение, Кевин, потому... (далее следует объяснение), но скажи мне, в чем ты нуждаешься». • «Тебе такое, конечно, понравится, но мою проблему это не разрешит». • «Я могу понять, почему вам хочется так поступить, но, может быть, существует и другое решение, которое тоже позволит удовлетворить ваши желания». Когда школьники не выполняют условия соглашения Учителя обнаруживают, что иногда школьники не выполняют оговоренные обязательства даже после того, как было достигнуто взаимоприемлемое решение по методу III. Когда это происходит, учителям хочется вернуться к методу I и воспользоваться своей властью. Такая реакция неизбежно приводит к смещению ответственности за происходящее с учеников на учителя. Мы рекомендуем учителям сначала воспользоваться сильным я-сообщением, которое аккуратно передаст ваше разочарование. Я-сообщение, скорее всего, вызовет объяснение ученика, почему он нарушил соглашение (или не смог его выполнить). Получив дополнительную информацию, учитель будет в состоянии решить, что делать дальше. Среди альтернатив: 1. Дать ученику еще один шанс. 2. Найти способ помочь ученику выполнить обязательство. 3. Вернуться вновь к процессу решения проблемы и найти иное решение, которое ученик сумеет выполнить. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |