Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как метод III работает в школьном классе




Метод III — это процесс, состоящий из по меньшей мере двух этапов. При конфликте учитель и ученик вместе ищут возможные решения, а затем вместе отбирают то, которое лучше учитывает интересы обеих сторон.

Вот как учительница и ее ученица Анжела разрешают конфликт, связанный с шумом в классе:

УЧИТЕЛЬНИЦА: Анжела, я не могу делать свою работу, когда вы так громко разговариваете, при таком шуме мне трудно будет закончить до конца урока объяснение.

АНЖЕЛА: Но вы же просили обсудить нас поход, который будет на следующей неделе. Не знаю, как можно обсуждать, не произнося ни слова.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Понимаю. Вам нужно поговорить. Но шум твоей группы, если честно, мешает мне сосредоточиться. Похоже, у нас проблема.

АНЖЕЛА: Да?

УЧИТЕЛЬНИЦА: Может, у тебя есть предложение, как решить эту проблему, чтобы все остались довольны?

АНЖЕЛА: Так... Если вы не против, мы можем переместиться в комнату в конце коридора. В это время она всегда пуста.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Я обеими руками «за». Но твоя группа согласится переместиться в эту крохотную комнатенку? Вы же там все не поместитесь.

АНЖЕЛА: Поместимся как-нибудь. Мы уже об этом думали, когда вы прошлый раз на нас прикрикнули.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Значит, будем считать, что проблема решена. Твоя группа все закончит сегодня или завтра вам снова понадобится переговорная?

АНЖЕЛА: Думаю, мы успеем все сделать сегодня.

Отметим, что учительница умело воспользовалась навыками эффективной конфронтации и активного выслушивания. Она не сомневалась, что Анжела правильно поймет ее я-сообщение, а она сама узнает, что нужно Анжеле. А когда желания ясны, намного легче найти решение, которое удовлетворит обе стороны. При этом ни одна из сторон не будет стремиться к силовому давлению.

В седьмой главе мы проиллюстрировали методы I и II примерами с участием учителя мистера Джонса и его ученицы Сильвии, которая часто опаздывала на урок. Давайте посмотрим, как аналогичную ситуацию можно разрешить, пользуясь методом III.

Мистер Джонс любил начинать урок с краткого введения, в котором рассказывал, чем ученикам придется заниматься сегодня. Сильвия часто опаздывала на урок, из-за чего мистеру Джонсу приходилось вновь повторять задание или отвечать на множество вопросов Сильвии.

ДЖОНС: Когда ты опаздываешь на урок, ты пропускаешь мои объяснения, и мне приходится потом заниматься с тобой отдельно. Я уже устал от этого (я-сообщение).

СИЛЬВИЯ: Я готовлю школьный альманах, и в последнее время мы вынуждены много работать, чтобы успеть со сдачей в типографию. Вот поэтому я и опаздываю.

ДЖОНС: Похоже, тебя с альманахом так поджимают сроки, что ты решила иногда опаздывать на мой урок (активное выслушивание).

СИЛЬВИЯ: Ну... не совсем так. Вы говорите таким тоном, как будто мне неважен ваш предмет, а ведь я хожу на ваши занятия целый год, а альманахом занимаюсь всего несколько недель. Ведь так?

ДЖОНС: Ты хочешь сказать, что твои опоздания не продлятся долго. Действительно, раньше ты не опаздывала. А сейчас ты взяла за правило опаздывать, но, я надеюсь, это долго не продлится. Я правильно тебя понял (активное выслушивание)?

СИЛЬВИЯ: К концу следующей недели мы должны все вычитать. И тогда я уже опаздывать не буду.

ДЖОНС: Значит, наша проблема скоро сама разрешится (активное выслушивание).

СИЛЬВИЯ: Да.

ДЖОНС: Теперь мне понятно, почему ты в последнее время опаздывала, однако меня беспокоит не это. Мне не нравится повторять тебе то, что я уже успел объяснить другим. Когда ты приходишь с опозданием, мне приходится бросать все дела и заниматься только тобой. Больше я этого делать не хочу. Может, ты сама подумаешь, как нам решить эту проблему? СИЛЬВИЯ (задумчиво): А что, если я буду опаздывать, Джой запишет на диктофон все, что вы скажете? Когда я приду, я могу прослушать запись через наушники и буду знать все, что вы сказали остальным.

ДЖОНС: Мне идея нравится. Пусть Джой поставит диктофон на мой стол, и я прослежу, чтобы все записалось.

СИЛЬВИЯ: Хорошо. Я завтра же принесу диктофон.

ДЖОНС: Ну, пока. Удачи тебе.

Как видим, учитель и ученица смогли соблюсти свои интересы благодаря идее, высказанной Сильвией и одобренной мистером Джонсом. Оба после этой встречи сохранят хорошее настроение. Сравните этот результат с результатами применения методов I и II, описанными в седьмой главе, когда либо Сильвия, либо мистер Джонс оказывались в проигрыше.

Конфликт между мистером Джонсом и Сильвией иллюстрирует некоторые явные преимущества метода III над методами, предполагающими наличие победителя и проигравшего. Например, нет никакой разницы в том, кто предлагает окончательное решение. В нашем случае это была Сильвия. Но с той же вероятностью автором идеи мог оказаться и мистер Джонс. Ключевой вопрос не в том, чье решение одержит верх, а можно ли найти решение, удовлетворяющее обе стороны. Метод III учит, что лучшее решение проблемы обеспечивается сотрудничеством, а не конкуренцией.

Еще одним достоинством метода III является то, что найденное решение радует прежде всего самих участников. Предложение Сильвии записывать устные задания на пленку может оказаться совершенно неприемлемым для других учителей, но оно вполне подошло мистеру Джонсу. Поскольку проблема касалась только его и Сильвии, то и решение должно нравиться только им.

Метод III раскрывает творческий потенциал участников, позволяет им находить уникальные и творческие решения своих уникальных проблем. Учителям следует освоить этот метод для успешного разрешения конфликтов с учениками — независимо от того, насколько эти конфликты сложны.

Метод III не только мобилизует информацию, уникальную для каждой группы участников, но и сам по себе отличается уникальностью, поскольку на самом деле является процессом решения проблем. Конфликт определяется им как проблема, подлежащая решению, после чего начинается поиск решений. Если вы сравните метод III с другими вариантами разрешения конфликтов, то его уникальность станет совершенно очевидна. Метод III рассматривает конфликты как вполне здоровые явления в жизни учителей и школьников. Он помогает учителям рассматривать конфликты как стимул для укрепления отношения. Неудивительно поэтому, что стороны конфликта расходятся, имея значительно лучшее мнение друг о друге, чем раньше.

Мы проиллюстрировали метод III следующим рисунком. Отметим, что учитель и ученик изображены кружками одинакового размера — чтобы обозначить их равноправное участие в решении конфликта.

И учитель, и ученик обладают определенной властью (причем у учителя ее может быть значительно больше), но в данном случае власть особого значения не имеет. Учитель отказывается использовать силу. Ученик это знает и поэтому не проявляет агрессии. Власти не остается места в подходе, основанном на методе III.

Два человека объединяют усилия, чтобы найти приемлемый для них способ примирить свои интересы. Решение должно быть одинаково приемлемо для учителя и ученика. Интересы каждого должны быть удовлетворены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...