Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стремление победить, боязнь поражения




В школьной атмосфере, полной поощрений и наказаний, ученики быстро понимают цену победы. Они в любой ситуации стремятся избежать поражения и не оконфузиться.

Учителя постоянно манипулируют школьниками, раздавая оценки, благодарности, специальные привилегии, золотые звезды, улыбки или просто гладя по головке. Нет ничего удивительного в том, что в школах полно подлиз, стремящихся всеми возможными способами превзойти сверстников. Беда в том, что побед на всех не хватает.

Что происходит со школьниками, имеющими ограниченные интеллектуальные или физические возможности? Или просто средние возможности? Таким детям постоянно прямо или косвенно напоминают, что они неадекватны, некомпетентны, занимаются хуже других, недобирают баллов и т. д. Они обречены идти по жизни, испытывая боль частых неудач и обиду от того, что другие получают награды, а они нет. В них с «младых ногтей» формируется ощущение безнадежности.

Организация, создание союзов

Иногда школьники для того, чтобы противостоять авторитету и власти учителей, организуются в неформальные объединения. Ученики усвоили лозунг «В единстве наша сила», и организуются так же, как рабочие на заводах и других организациях, чтобы противостоять власти управляющих.

Стремление молодых людей самоорганизоваться, чтобы противостоять взрослым, не может не вызывать сожаления, поскольку раскалывает школу.

Подчиненность, послушание

Большинство учителей, опирающихся на метод I, надеются, что ученики будут безропотно принимать их решения. Но такая подчиненность встречается редко, если не считать тех случаев, когда наказания слишком серьезны. Впрочем, современные учителя не имеют права прибегать к серьезным наказаниям. Во многих штатах учитель рискует попасть под суд за применение наказания, ведущего к безропотному подчинению. Поэтому не стоит ожидать, что ученики будут спокойно реагировать на решения, принятые с опорой на метод I.

Внешне они, может быть, и уступят. Они будут играть в дурачков, говорить то, что хочет услышать учитель, улыбаться, поддакивать, соглашаться, говорить комплименты, притворно выражать восхищение — и это все в надежде на то, что учитель будет не так суров или поощрит их. Ученики очень легко овладевают искусством лицемерия.

Даже при отсутствии суровых наказаний некоторые ученики притворно изображают послушание и подчинение. Особенно это касается младших школьников — вероятно, потому, что открытый бунт кажется им слишком рискованным предприятием. Но позже все это может обрести серьезные формы. Как иначе объяснить то, что вполне, казалось бы, благополучные дети совершают преступления, попадающие в колонки новостей?

Лесть

Часто отмечаемый копинг-механизм — это подчеркивание лучших качеств человека, обладающего правом поощрять или наказывать. Ученики понимают, что учителя не распределяют поощрения и наказания равномерно. Следовательно, их можно привлекать на свою сторону, становиться любимчиком — ведь некоторые учителя легко отзываются на лесть.

Но, к сожалению для льстеца, такой копинг-механизм не поощряется одноклассниками. Дети высмеивают и отталкивают от себя учительских любимчиков, поскольку подозревают их в неблаговидных мотивах или просто завидуют их привилегированному положению в классе.

Конформизм, отказ от рисков и всего нового

Творческий дух царит там, где школьникам дают возможность экспериментировать, где ценятся различия, а не соответствие принятым стандартам. В классах же, где царствует метод I, даже самые способные ученики подавляют в себе творческие порывы и проявляют склонность к конформизму. Одаренные ученики прячутся за занавесом безопасной одинаковости и привыкают зарабатывать очки лестью. Один описал это следующими словами:

Когда я иду в школу, то словно застегиваюсь на все пуговицы. Я делаю то, что требуется, и стараюсь, чтобы меня не заметили. Возвращаясь из школы, я снова становлюсь самим собой.

Формула, принятая удручающе большим количеством школьников, довольно проста: чтобы получить поощрение или избежать наказания, не нужно выделяться, а делать то, что требуется и не больше, чем требуется. И уж конечно, не делать ничего необычного.

«Уход», фантазии, регрессия

Ученики пытаются избегать неприятных ситуаций, что является вполне естественным защитным механизмом. Любой человек, оказавшийся в невыносимой или болезненной ситуации, стремится убежать из нее, выскользнуть, освободиться от причины дискомфорта.

Менее способные ученики, плохо себя понимающие, не умеют надевать маски, чтобы противостоять системе; поэтому они используют наиболее выраженные механизмы «ухода», диапазон которых достаточно широк:

· мечты, фантазии;

· пассивность, апатия;

· регрессия в направлении инфантильного поведения;

· стремление к одиночеству, нежелание заводить дружеские отношения;

· побеги из дома;

· психосоматические заболевания (повышенная температура, мигрень, тошнота);

· прогулы;

· употребление наркотиков;

· непреодолимое влечение к еде;

· депрессия, суицидальные наклонности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...