Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Запись обсуждения по методу III




Предлагаем расшифровку записи занятия учительницы с третьеклассниками. В этом классе в течение пяти месяцев регулярно, два раза в неделю, проводились собрания, на которых учительница и дети вместе искали решения возникающих проблем.

Эта запись — прекрасный пример того, как учительница с помощью метода активного выслушивания стимулирует диспут между учениками. Многие ученики глубоко вникают в проблему, и становится очевидно, что это проблема всего класса, а не конфликт между противостоящими друг другу учителем и учениками. Учительница при этом предстает как один из членов группы.

УЧИТЕЛЬНИЦА: У нас сегодня классный час. Кто хочет высказаться по поводу повестки дня?

БИЛЛ: Помните, в прошлый раз вы сказали, что можно обсудить дело, касающееся мальчиков в нашей группе чтения?

УЧИТЕЛЬНИЦА: Правильно. Но я плохо помню все подробности. Можешь ли ты немного напомнить мне, о чем шла речь?

БИЛЛ: Ну, знаете, это проблема, когда все время приходится прерываться на уроках чтения.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты прав. Нам все время мешают дети из других групп.

СТИВ: Ага. И во время собеседований тоже.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Действительно. На этой неделе нам постоянно мешали проводить собеседования. Мне трудно разговаривать с человеком, когда постоянно мешают. Я начинаю злиться.

ДЖУЛИЯ: Вы говорите о собеседованиях во время уроков, когда вы проводите собеседования, а мы занимается разными делами?

УЧИТЕЛЬНИЦА: Похоже, у нас две проблемы. Нам мешают утром, когда у нас самостоятельные занятия и в классе стоит шум, и нам мешают после обеда, когда шум мешает урокам чтения.

МНОГО ГОЛОСОВ: Правильно!

УЧИТЕЛЬНИЦА: Но ведь это неправильно.

СТИВ: Конечно, неправильно.

УЧИТЕЛЬНИЦА: На прошлой неделе по чьему-то предложению мы вывесили на дверях табличку с надписью «Не входить».

ДЖЕЙ: Иногда это срабатывает, но дети все равно входят и мешают.

БИЛЛ: Некоторые дети забывают свои вещи и возвращаются за ними.

СТИВ: Почему они не все забирают с собой, когда идут в другие классы?

КЕН: Знаете, что я думаю? Мне кажется, что они это делают нарочно, чтобы потянуть время.

ДЖЕЙ: Да, делают вид, что им что-то нужно, кроме учебных материалов.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Может быть, им нужно внимание?

ДЖЕЙ: Я не говорила, что им нужно внимание, но, может быть, и так.

ДЖУЛИЯ: Но главное — они не дают нам заниматься.

БИЛЛ: Сами они тоже не занимаются.

СТИВ: Они не успевают делать задания, и потом у них проблемы со всеми учителями.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Значит, они не только мешают нам, но и себе вредят.

СТИВ: Конечно.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Это безответственность.

БИЛЛ: Полная безответственность.

ДЖУЛИЯ: Когда я иду к подруге, мама меня всегда спрашивает: «Ты все с собой взяла? Никогда не забывай свои вещи ни дома, ни в гостях».

УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты привыкла к тому, чтобы тебе кто-нибудь всегда напоминал.

ДЖЕЙ: Наверное, это плохо, потому что здесь нам некому напоминать.

ШЕННОН: Я обычно ничего не забываю.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты гордишься тем, что ничего не забываешь.

ШЕННОН: Горжусь.

БИЛЛ: Кажется, у меня появилась крутая идея, что надо делать с теми, кто мешает.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Тогда поделись своей идеей.

БИЛЛ: Давайте будем закрываться.

ПАТТИ: Если кто-то придет, то его прогнать можно.

ДЖОН: А что, если учитель придет? Учителя все равно входят.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Значит, ты заметил, что взрослые не читают нашу табличку на дверях и мешают нам.

ДЖОН: Им кажется, что эта табличка не для них. Они думают, что они — особые.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты считаешь, что это нечестно, когда взрослые не обращают внимания на табличку.

ДЖОН: Конечно, нечестно. Они должны читать нашу табличку.

СТИВ: Не думаю, что есть смысл закрываться. Все равно дверь будут дергать и нам мешать.

ПАТТИ: Вдруг пожар случится и нам нужно будет убегать?

ДЖУЛИЯ: Не пугай!

КЭРОЛ: Мы можем повесить табличку «Не входить — мы написали это для Вас!» ВСЕ: Здорово!

УЧИТЕЛЬНИЦА: Такая табличка на входе, вполне вероятно, поможет.

КЭРОЛ: Я напишу.

СТИВ: У меня есть фломастер, несколько слов мы можем добавить и на старую табличку.

ДЖОН: Не забудь после слов «для Вас» поставить восклицательный знак!

ВСЕ: Так будет выразительней.

(Табличка переписывается, и ее снова вешают.)

УЧИТЕЛЬНИЦА: Есть другие идеи?

БИЛЛ: А что делать с теми, кто мешает в самом классе?

ДЖУЛИЯ: Это всегда одни и те же.

ДЖЕЙ: Их нужно лишать собеседований.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Для вас очень важны плановые собеседования.

СТИВ: Конечно, важны. И если кому-то хочется поболтать или мешать, то пусть мешают и болтают в другом месте.

ДЖОН: И я так думаю.

КЭРОЛ: А я против. Не думаю, что нужно их за это наказывать. Может быть, им еще больше нужны собеседования.

БИЛЛ: Я тоже против.

ШЕННОН: Я думаю, что их нужно лишить свободного времени.

СТИВ: Я против. Свободное время необходимо всем.

КЕН: Те, кто мешает собеседованиям, когда мы все в классе, нарушает наши классные правила. Никто за нас эти правила соблюдать не будет.

КЭРОЛ: Я думаю, раз у нас есть классные правила, то Кен прав. Мы должны быть более ответственными.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Мы обсудили несколько интересных решений. Может быть, и мне нужно быть более ответственной в работе с теми, кто нарушает правила.

КЭРОЛ: Да. Думаю, это поможет.

КЕН: Вы должны добиваться соблюдения правил.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Кто-нибудь может повторить то, что мы сегодня обсуждали?

БЕВЕРЛИ: Я могу. Пусть те, кто уходит из класса, не забывают свои вещи. Мы повесили табличку на дверях. Мы должны повысить самоконтроль в учебное время, чтобы не мешать собеседованиям. А мисс Андерсон будет работать с теми, кто нарушает классные правила, и поможет их соблюдению.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Спасибо, Беверли.

Эта запись показывает, что третьеклассники хорошо понимают, что такое ответственность и самодисциплина. Они умеют высказываться и при этом прислушиваются друг к другу; они не стесняются выражать свои чувства даже тогда, когда критикуют друг друга; они добились столь высокой степени эффективности при поиске выхода из проблемной ситуации, какую редко встретишь даже во взрослых группах. Вы чувствуете теплоту и доверие, которые характерны для отношений между этой учительницей и ее учениками?

В отличие от предыдущего примера решения проблем с помощью метода III, в этом классе не забыли рассмотреть и реализацию решения (этап 5). Третьеклассники подняли вопрос о том, кто должен следить за выполнением решений, и даже оценили, стоит ли наказывать нарушителей.

Преимущества и польза применения метода III в школах

Неоспоримые преимущества и польза «беспроигрышного» метода становятся очевидны учителям по мере того, как они знакомятся с нашими примерами и конкретными случаями. Другие его положительные стороны менее очевидны, и многие учителя хотят убедиться в том, что преимущества метода III стоят того, чтобы тратить время на его изучение.

Без обид

Если конфликты разрешаются без ущерба для обеих сторон, то обиды, как это обычно бывает в случае применения методов I и II, не возникает. Опыт показывает, что отношения лишь крепнут, когда два человека вместе преодолевают свои разногласия и вырабатывают решение, соответствующее их интересам. Многим людям не нравится, когда их победа достигается за чей-то счет. Победитель в конфликте порой ощущает свою вину за то, что кому-то пришлось проиграть. Даже в спорте и других видах состязаний — в, если хотите, «санкционированных конфликтах» — победители часто испытывают смешанное чувство от своей победы. Не каждому приятно ощущать себя причиной разочарования и крушения надежд другого человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...