Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпосылки для применения метода III




Чтобы использовать метод III для разрешения конфликтов, учителя должны приобрести определенный опыт применения активного выслушивания. Только с помощью активного выслушивания учителя смогут подвигнуть учеников к тому, чтобы те рассказывали о своих текущих интересах. Ученики должны ощущать, что их интересы будут поняты и приняты еще до того, как они рискнут вступить на путь переговоров.

Учителя должны честно и четко заявлять о своих интересах, используя я-сообщения. Ученики будут опасаться метода III, если услышат ты-сообщения, обвиняющие или унижающие их. На такие высказывания они будут неизбежно реагировать так, словно уже потерпели поражение и решение проблемы для них потеряло всякий смысл.

Учитель должен каким-то образом сделать так, чтобы ученики поняли: он пытается отнестись к ним по-новому. Смысл его послания может быть примерно таким:

Я отказываюсь использовать мою власть, чтобы победить ценой твоего поражения. Но одновременно я не хочу позволить тебе выиграть ценой моего поражения. Давай попробуем такой подход, который позволит одновременно учесть и мои, и твои интересы. Решение, к которому мы стремимся, позволит нам выиграть вдвоем.

Учителям рекомендуется заранее объяснять своим ученикам, в чем состоит метод III и чем он отличается от методов I и II. Большинство учеников, даже дошкольники, смогут понять такие объяснения, и когда они это поймут, то вряд ли заподозрят учителя в желании манипулировать ими.

Метод III лучше всего представить ученикам в виде предложения: «Давайте вместе подумаем над этой проблемой. Уверен, что мы найдем такое решение, которое будет на пользу и мне, и вам».

Метод III: шесть этапов решения проблем

Решение проблем — это всегда пошаговый процесс, а метод III — это уникальное применение шестиэтапного процесса решения проблем, предложенного знаменитым педагогом Джоном Дьюи1. Вот эти шесть этапов:

1.    Постановка проблемы.

2.    Выработка решений.

3.    Оценка решений.

4.    Принятие решения.

5.    Выполнение решения.

6.    Оценка полученного результата.

При разрешении некоторых конфликтов один или несколько этапов можно пропустить, но учителя никогда не должны забывать о каждом из них.

Ниже мы посвятим несколько страниц анализу шести этапов и расскажем, как избавиться от наиболее частых ошибок при их прохождении.

Этап 1: постановка проблемы (конфликт)

Один умный человек как-то сказал: «Если ты правильно и четко сформулируешь свою проблему, то ты наполовину ее уже решил». Этап і является очень важным этапом. Наш опыт показывает, что, если метод III не срабатывает, это в основном происходит из-за того, что на этапе 1 была неправильно определена реальная проблема. Вот некоторые советы учителю, пытающемуся определить проблему или понять суть конфликта:

1.    Не начинайте решения проблемы прежде, чем ученики поймут, что вы не собираетесь манипулировать ими с помощью метода III. Используйте активное выслушивание.

2.    К решению проблемы привлекайте только тех учеников, которые являются участниками конфликта, то есть тех, кого непосредственно будет касаться окончательное решение (например, ученикам придется подчиниться новому правилу).

3.    Ученики должны участвовать в реализации метода III добровольно, ибо метод III требует добровольного участия. Не имеет смысла силой привлекать учеников к участию в решении проблемы.

4.    Убедитесь, что вам хватит времени завершить полностью хотя бы один этап. Желательно решать проблему за один раз, однако допускается прерывать процесс в конце любого, начиная со второго, этапа и продолжать, когда для этого появится возможность. При возникновении проблем перерыв перед этапами 2, з и 4 бывает даже полезен.

5.    Убедитесь, что ваши потребности или чувства выражаются в виде я-сообщений. Не старайтесь «затушевать» или уменьшить силу ваших чувств. Говорите своим ученикам именно то, что ощущаете. Пользуйтесь трехкомпонентной формулой для я-сообщений. Всеми силами избегайте ты-сообщений.

6.    Не преувеличивайте своих чувств. Важно, чтобы я-сообщения соответствовали действительности. (Чаще всего преувеличения возникают тогда, когда учитель хочет напугать учеников и заставить их принять участие в решении проблемы. Это срабатывает редко.)

7.    Формулируйте вашу проблему, а не решение, которое для вас желательно. Помните: формулировки интересов и решений, с помощью которых эти интересы можно удовлетворить, обычно различаются. Например, высказывание «Я хочу, чтобы в классе было тихо» предлагает ученикам решение, но оставляет их в неведении относительно того, почему вы этого хотите.

8. Используйте активное выслушивание, чтобы помочь ученикам выразить свои потребности. Не переходите к этапу 2, пока у вас не появится четкое представление об их интересах. Если конфликт сложен и под вопросом оказывается сразу несколько интересов, то лучше всего изобразить схему этого конфликта на доске или на большом листе бумаги. Продолжайте обсуждение потребностей до тех пор, пока интересы всех участников конфликта не будут точно сформулированы.

9.    Помните, что при разрешении конфликтов по методу III «постановка задачи» (это определение Джона Дьюи) должна быть сделана в терминах самого конфликта,

10. Не знакомьте класс с методом III в момент возникновения конфликта в связи вами же введенным правилом (например, ученики должны мыть свои столы по пятницам).

11. Не знакомьте класс с методом III, когда поднимаются только те вопросы, которые волнуют вас. Лучше всего начать с обсуждения всего перечня проблем, стоящих перед классом. Например: «Какие у нас на сегодня проблемы? Что нам нужно изменить, чтобы легче работалось? Какие правила нам нужны? Какая стратегия может изменить обстановку в классе?»

Этап 2: выработка решений

После того как проблема четко определена, учитель и ученики могут предлагать решения. В тех случаях, когда ученики слабо владеют методом III, лучше, чтобы сначала высказались школьники, а потом — учитель. Рекомендации таковы:

1.    Не оценивайте предлагаемые решения.

Это важно, потому что ученики перестанут предлагать идеи, как только увидят, что их идеи оцениваются. Оценку следует проводить на этапе 3. Еще раз повторим: никогда оценка не должна проводиться на этапе 2.

2.    Стимулируйте участие учеников в выработке решений с помощью «отмычек». Задавайте вопросы, например: «Каковы возможные пути решения этой проблемы?», «Давайте посмотрим, какие тут можно предложить идеи». Принимайте все идеи, поскольку на этом этапе значение имеет количество, и ничего не редактируйте. Приветствуйте даже самые экзотические решения.

3.    Записывайте каждое решение (или попросите, чтобы кто-нибудь из школьников делал это), особенно в тех случаях, когда проблема располагает к множеству идей. Записывайте идеи как можно быстрее, чтобы не замедлять процесс «мозгового штурма». Используйте диктофон.

4.    Не требуйте, чтобы ученики обосновывали или подавали свои идеи в письменном виде.

5. Стимулируйте, но не подталкивайте каждого к участию в обсуждении. Не предлагайте выступить конкретному ученику.

6.    Если процесс затянулся, переиначьте вопрос. Например: «Какие варианты мы еще не рассмотрели?» Или: «Наверное, есть и другие решения, над которыми нам стоит поразмышлять?»

Этап 3: оценка решений

1.    Начните процесс оценки с общего вопроса: «Какие из предложенных решений вам нравятся, а какие нет?» Или: «Что вы думаете о каждой из этих идей? Какая из них лучшая?»

2.    Вычеркните из списка все идеи, которые вызвали отрицательную реакцию хотя бы одного присутствующего, независимо от причины.

3.    Широко пользуйтесь активным выслушиванием, чтобы быть уверенным, что все участники правильно понимают высказанные мнения и чувства. Ваша роль как организатора процесса очень важна на этапе 3.

4.    Не стесняйтесь высказывать свое собственное мнение. Не допускайте, чтобы не были вычеркнуты решения, которые вас не устраивают.

5. Пользуйтесь я-сообщениями для выражения своих чувств, например: «Я не могу принять эту идею, потому что...» или: «Мне не нравится это решение, потому что...»

6.    Теперь самое время записать и проанализировать идеи. Пусть участники отстаивают свои предложения, пусть расскажут, почему они заслуживают внимания. Вы можете высказаться в пользу того решения, которое вам больше всего нравится!

7.    Не торопитесь, дайте высказаться каждому. Если кто-то из участников не выступил, подбодрите его я-сообщением типа: «Я пока не слышала всех, а мне бы хотелось узнать, что каждый из вас думает по этому поводу».

Этап 4: принятие решения

Если этапы 1, 2 и з выполнены, то этап 4 будет намного легче, чем это может показаться. Часто одна идея лидирует с большим отрывом, все соглашаются с ней, и на этом этап 4 завершается. Однако часто после этапа 3 остается несколько равноценных идей. Окончательный выбор помогут сделать следующие советы:

1. Ни в коем случае не голосуйте! Голосование всегда заканчивается чьей-нибудь победой или поражением, если, конечно, голосование не единодушно. Те, кто проиграл во
время голосования, будут иметь слабую мотивировку к тому, чтобы исполнять принятое решение. Наоборот, им будет хотеться, чтобы это решение не было выполнено. Поэтому необходимо добиваться консенсуса.

2.    Можете устроить анонимное голосование. Тогда вы узнаете, какое решение нравится большинству, но результаты голосования будут необязательными.

3.    Проверьте предлагаемые решения. Попросите учеников представить, как будет работать то или иное решение, если его принять. Задайте вопросы: «Если мы примем эту идею, то что, по вашему мнению, произойдет?», «Будут ли все удовлетворены?», «Думаете, это позволит решить нашу проблему?», «Нет ли в этом решении ошибок?», «В чем мы могли ошибиться?»

4.    Добивайтесь консенсуса. Не принимайте решения до тех пор, пока все не согласятся хотя бы испытать идею. Постарайтесь понять, когда согласие уже близко. Лучше всего это выясняется с помощью вопроса: «Мне кажется, что мы все выбрали вариант 3. Кто против?» Пусть до поры до времени все решения носят временный характер. Попросите группу проверить, будет ли работать вариант 3: «Мне хочется попробовать этот вариант. А что вы скажете?» Это поможет ученикам понять, что окончательное решение не отлито в бетоне и что они всегда могут его пересмотреть и изменить, если окажется, что оно не совсем подходит.

5.    Запишите согласованное решение. Некоторые учителя просят всех участников подписать документ, наподобие контракта, чтобы таким образом показать, что все понимают условия и согласны с ними. Если кто-то засомневался в том, стоит ли подписывать, то знайте: вам пока не удалось достичь консенсуса. Если такое случится, постарайтесь понять настроение этого ученика. Не позволяйте никому подчиняться групповому давлению, капитулировать или формально соглашаться. Внимательно слушайте, что вам говорят ученики, поскольку в их высказываниях можно почувствовать нежелание согласиться с решением. Используйте обратную связь. Подчинение с элементом несогласия — это еще не консенсус.

Этап 5: выполнение решения

Усилия по решению проблемы могут закончиться разочарованием, если принятая идея не будет воплощена в жизнь. Обычно это происходит, когда точно не определено, что нужно сделать и к каким срокам, а также не названы ответственные за исполнение.

1.    Спросите группу: «Как вы думаете, с чего нам начать?» Или: «Кого сделать ответственным, какие нам установить сроки выполнения решения?»

2.    При необходимости рассмотрите «требования к выполнению». Например, решение содержать класс в чистоте может вызвать споры об эталоне чистоты.

3. Запишите обязанности каждого: кто за что отвечает и в какие сроки все должно быть выполнено. Можно назначить учеников, которые будут следить за сроками выполнения принятых решений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...