Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Власть учителей неизбежно заканчивается
Учитель обладает властью в классе лишь до тех пор, пока ученикам что-то от него требуется. Маленькие дети очень зависимы и реагируют на любые поощрения, но по мере взросления их зависимость от учителя снижается. Учителя, работающие со старшеклассниками, часто жалуются, что система поощрения в том варианте, в каком она применяется в младших классах, перестает работать. То же самое происходит с наказаниями. В младших классах большинство учителей широко применяют наказания или угрозу наказания, причиняя физическую или психологическую боль ученикам. Шлепки, разносы, заниженные оценки, оставление после уроков, высмеивание, обидные замечания, отправление в угол, изгнание из класса, принудительные физические упражнения, жалобы родителям и сотни других мер находятся в арсенале учителей, желающих заставить учеников вести себя так, как это необходимо учителю. Наказания действуют достаточно эффективно — по крайней мере, порядок навести удается. Однако ученики постепенно теряют страх перед наказанием, а вместе с этим уменьшается и учительская власть. Нет страха — нет послушания. Парадоксально, но факт: большинство учителей не считают, что в учениках нужно развивать такие качества, как несамостоятельность и боязнь школы, — наоборот, они утверждают, что им нужны бесстрашные, самостоятельные, уверенные в себе и дисциплинированные ученики. Однако когда перед ними действительно оказываются такие ученики, учителя порой приходят в ужас — ведь к ним невозможно применить власть; точнее сказать, над ними у учителей нет власти. У учителей множество способов поощрять и наказывать первоклассников. Старшеклассник же сам может получить многое из того, что ему необходимо. Вот почему у учителя остается немного вариантов поощрения (может быть, лишь оценки) и почти никаких наказаний (если не считать исключения из школы). Неудивительно, что учителя выглядят перед старшеклассниками такими беспомощными. Старшеклассников просто невозможно контролировать, изменяя их поведение поощрениями и наказаниями. В тот момент, когда учитель это понимает, ему начинает казаться, что ученики «бунтуют», «не признают авторитета», «противостоят авторитету взрослых» и т. п. В последнее время появилось море теорий, авторы которых исследуют конфликт поколений, бунтарскую молодежь, стрессы и напряжения в период взросления. Основная их часть некорректно фокусируется на физических изменениях организма, проявляющейся сексуальности, новых социальных потребностях, стремлении повзрослеть и т. п. Они создают впечатление, что стрессы, психическое напряжение и бунтарство в подростках — вещь вполне естественная. Сегодня мы убеждены, что бунтарство молодежи, «буря и натиск» подростков, трудности работы с молодыми людьми и так называемый конфликт поколений не являются совершенно неизбежными. Отношения между учителями и школьниками в средних и старших классах становятся более напряженными и нервными потому, что учителя слишком часто уповали на власть, когда дети были маленькими. Когда школьники вырастают, они отвечают — с некоторой задержкой во времени — сопротивлением. Ученики восстают не против учителей. Они восстают против того, чтобы учителя пользовались властью. Перестаньте давить на учеников властью, и они перестанут бунтовать. Демонстрация власти деструктивна Самый серьезный аргумент против использования метода I заключается в его разрушительности. Он основан на власти, замаскированной под «авторитет», а применение власти деструктивно, если вы хотите установить нормальные человеческие отношения. По словам поэта Перси Биши Шелли, власть похожа на чуму — она заражает все, к чему прикасается. Школа — это один из последних оплотов, где власть в человеческих отношениях санкционирована. На наших занятиях мы просим учителей вспомнить то время, когда они сами были школьниками и испытывали на себе власть учителей: «Что вы испытывали? Как вы себя чувствовали? Как реагировали? Как на вас действовали поощрения и наказания?» Учителя вспоминали свои ощущения и копинг-механизмы, а преподаватели курсов записывали их на доске — чувства с одной стороны, а соответствующие копинг-механизмы с другой. Список с небольшими вариациями оказывался таким, как показано в нижеследующей таблице. Если выл читатель, захотите вспомнить свои собственные чувства и копинг-механизмы, вы, скорее всего, обнаружите, что ваши реакции на учительский авторитет тоже попали в эти перечни. Цель этого упражнения — помочь учителям понять, что их ученики реагируют на учительскую власть точно так же, как когда-то реагировали они сами. Ниже мы более подробно рассмотрим каждый копинг-механизм, применяемый школьниками. Мы убеждены: учитель, который разбирается в копинг-механизмах, будет избегать использования в классе авторитета и власти и обратится к альтернативному методу разрешения конфликтов. Копинг-механизмы школьников |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |