Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап 6: оценка полученного результата




Этап 6 очень важен, но его не обязательно документировать. Необходимо лишь оценить успешность предпринятых усилий. Вот вопросы, ответы на которые позволят понять эффективность полученных результатов:

•     «Исчезла ли проблема?»

•     «Есть ли у нас прогресс в решении проблемы?»

•     «Довольны ли мы результатами?»

•     «Насколько эффективным оказалось наше решение?»

Самым приятным (и самым естественным) признаком эффективности решения, достигнутого с помощью метода III, может быть отсутствие неприятных ощущений у всех без исключения участников.

Если подходить более формально, то учитель может вновь собрать всех и спросить: «Вам все еще нравится ваше решение?», или: «Как работает принятое нами решение?», или: «Нам удалось решить нашу проблему?» Следующие советы могут оказаться полезными для учителей, решивших по истечении некоторого времени оценить эффективность метода III:

1.    Следите за тем, чтобы обязательства, взятые на себя в пылу энтузиазма, впоследствии не оказались трудновыполнимыми. Люди иногда обнаруживают, что обязательство труднее выполнить, чем принять. Поэтому неплохо периодически выяснять, что думают участники о принятом решении.

2.    Если оказывается, что принятое решение не позволило избавиться от проблемы, это означает, что предусмотреть удалось не все.

3.    Ничего нет печальнее, чем наблюдать, как класс пытается выполнить некачественное решение только из-за ложного представления, что любое обязательство священно. Основной смысл метода III заключается в нахождении творческих решений, которые позволяют учитывать интересы каждого. Если решение не позволяет достичь этого, то его следует отменить и принять другое.

4.    Даже если создается впечатление, что решение позволяет решить изначальную проблему, то будет нелишне периодически его пересматривать. Ситуация и интересы меняются. Не стоит решения, принятые по методу III, вырезать в граните. Будьте готовы в любое время переоценить решение и найти ему лучшую замену.

Мы хотим, чтобы учителя не забывали о том, что любая неудача — вещь вполне естественная. Если все идет не так, как предполагалось, то чаще всего это означает, что плохим было решение, а не ученики.

Применение метода III в классе

На занятиях по программе КЭП один участник из Новой Англии рассказал историю, которая иллюстрирует этапы i, 2, 3 и 4 процесса решения проблем.

УЧИТЕЛЬ: У меня проблема, но вы можете помочь мне ее решить. В классе много шума, и мне постоянно приходится вас успокаивать. Мне это не нравится. Ваши разговоры заставляют меня повторять объяснения и возвращаться к материалу, который я уже объяснял. Однако я понимаю, что вам хочется поговорить. Поэтому давайте подумаем, как одновременно учесть и мои интересы, и ваши. Я выскажу свои предложения, а вы — все, что вам придет в голову. Я все запишу на доске. Каждое предложение будет записано без комментариев. Затем мы обсудим их и исключим те, которые не понравятся вам или мне.

(Были предложены следующие альтернативы и записаны на доске:

1) всех пересадить на новые места;

2) ввести наказания;

3) говорить всегда, когда хочешь;

4) выделять каждый день время на разговоры;

5) говорить только тогда, когда другие молчат;

6) вообще не говорить;

7) учителю обучать половину класса (чтобы другая половина в это время разговаривала);

8) перейти на шепот;

9) делать только устные задания.)

УЧИТЕЛЬ: Теперь позвольте вычеркнуть те предложения, которые нам не нравятся. Я вычеркиваю номера два, три и девять, потому что они мне не нравятся.

(Школьники предложили вычеркнуть номера два, шесть и семь.)

УЧИТЕЛЬ: А теперь рассмотрим оставшиеся предложения. Что вы думаете о номере один — «всех пересадить на новые места»?

ГРЕЙС: Вы уже пытались это сделать, но ничего не получилось. (После короткой дискуссии класс согласился вычеркнуть и это предложение.)

УЧИТЕЛЬ: Как вы относитесь к тому, чтобы каждый день выделять время для разговоров?

(Это решение возражений не вызвало.)

УЧИТЕЛЬ: Что вы думаете про пятый номер — «Не говорить, когда говорят другие»?

(Это предложение тоже не вызвало возражений.)

УЧИТЕЛЬ: Как вы относитесь к тому, чтобы перейти на шепот?

(И это предложение прошло без возражений.)

УЧИТЕЛЬ: Итак, у нас остались номера четыре, пять и восемь. Хочет кто-нибудь выступить? Никто? Хорошо. Я перепишу эти предложения на лист бумаги, и мы все подпишемся под ними. Это будет договором, в соответствии с которым мы будем стараться жить. Мы постараемся не нарушать этот договор.

Во время этой краткой процедуры решения проблемы учитель некоторые вещи сделал правильно, но в некоторых ошибся:

•     Проблема была сформулирована с учетом его собственных интересов и с использованием я-сообщений для передачи его отношения. Однако ему следовало стимулировать учеников, чтобы они обосновали, зачем им нужно говорить во время урока. Возможно, здесь помогло бы высказывание типа: «Я хочу понять, почему вам нужны эти разговоры».

•     Учитель должен был обосновать, почему он вычеркивает те или иные предложения.

•     Решение проблемы не пошло дальше этапа 4 — то есть дальше принятия решения.

А ведь учитель мог вовлечь учеников в работу на этапе 5, задав, например, вопросы: «Как мы сможем внедрить эти предложения?», «Что для этого нужно сделать?», «Кто это будет делать?», «Как сделать, чтобы наши решения заработали?»

• Учитель мог бы вовлечь класс в этап 6, сказав: «Давайте установим срок, когда мы вернемся к этому обсуждению и оценим, хорошо ли работают наши идеи?»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...