Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бунтарство, сопротивление, неповиновение




Такие реакции на авторитет и власть встречаются практически повсеместно. Когда что-либо угрожает свободе человека, он начинает сопротивление и порой делает совершенно противоположное тому, к чему его призывают.

Что происходит, когда школьникам говорят, чтобы они отошли от карандашной точилки и немедленно сели на свои места? Кто-то из них наверняка продолжит затачивать карандаш.

Кто из учителей не говорил ученику, чтобы тот вышел из класса и вошел вновь, но без шума? И сколько раз ученик вновь входил с тем же шумом — и широко ухмыляясь?

Один старшеклассник на встрече со школьным психологом рассказал:

Я перестал получать в школе хорошие оценки, потому что родители слишком давили на меня, чтобы я хорошо учился. Если бы я стал отличником, они радовались бы так, словно были правы и победили меня. А я не хочу, чтобы они себя чувствовали именно так. Поэтому и не стараюсь.

Ученики всегда изобретательны, когда речь идет о способах неповиновения или сопротивления в ответ на попытки учителей изменить их поведение властными методами. Ученица средних классов рассказала такую историю:

Одна учительница донимала меня за декольтированные топики. Поэтому, входя к ней в класс, я еще сильнее одергивала топик, чтобы декольте стало еще глубже.

Ее от этого перекашивало. Какое ей дело до того, в чем я хожу в школу!

Принятие ответных мер

Человек всегда стремится к независимости, и ученики в этом смысле не исключение. Поэтому учителя, которые пытаются подчинить себе учеников, всегда рискуют натолкнуться на жесткий ответ.

Часто самые бурные проявления нетерпимости направлены против доброжелательных, патерналистски настроенных учителей, которые прикрывают применение власти фразами типа: «Я желаю вам только хорошего» или «Когда-нибудь вы меня поблагодарите за это». Такие учителя не только порождают негодование у учеников (оно возникает всегда, когда ученики проигрывают), но своими «двойными посланиями» еще и заставляют школьников чувствовать вину за то, что они «кусают» руку доброго и благожелательного человека. Исследование Бейтсона показывает, что «двойное послание» создает внутреннее напряжение, на которое отдельные люди реагируют как «сумасшедшие». С самым отъявленным деспотом порой поладить легче, чем с доброжелательным человеком, рассылающим «двойные послания». По крайней мере, жестокого деспота можно безнаказанно ненавидеть.

Совершить что-либо в отместку — это самая здоровая реакция ученика на проявление учительской власти. Мы ни в коем случае не пропагандируем атмосферу антагонизма и враждебности как модели для отношений в классе, но факт заключается в том, что для эмоционального здоровья школьника будет лучше, если он окажется «бойцом», а не бессловесным соглашателем.

Ложь, стремление скрыть свои чувства

Ученики часто отвечают ложью на проявление учительской власти. Они понимают, что говорить правду тому, кто обладает властью, не всегда безопасно. Многие школьники привыкают молчать до тех пор, пока их не спросят, и говорить лишь то, что нужно, чтобы не навлечь на себя наказание.

С учителями, демонстрирующими свою власть, школьники играют в игру «Не пойман — не вор». В этой игре виноват лишь тот, кого поймали. Учитель обладает властью, формулирует правила и пытается обеспечивать их выполнение. Задача учеников — нарушить как можно больше правил, но так, чтобы остаться непойманным. А если тебя поймали — лги.

Вот какую историю рассказал один директор школы:

Проезжавший мимо водитель, негодуя, влетел в мой кабинет — кто-то из наших учеников бросил камень в его машину и разбил боковое стекло. Учитель, отвечавший за игровую площадку, быстро вычислил виновника. Однако мальчик упорно стоял на том, что, хотя и бросал камни, попасть в машину не мог, потому что его камни до улицы не долетали. Разъяренный водитель прочел ему лекцию о личной ответственности и вреде бросания камней. Произнеся все, что у него накипело, водитель спросил: «Ну, как, сынок, сумел ты извлечь из этого урок?» Мальчик согласно кивнул и сказал: «Да, сэр. В следующий раз буду кидать камни из-за кустов, чтобы меня никто не видел».

Стремление свалить вину на другого, сплетни

Естественный способ поведения под угрозой наказания — это свалить вину на другого ученика. Многим учителям знакомы такие высказывания:

•     «Он первый меня ударил».

•     «Это она начала».

•     «Джонни толкнул меня».

•     «Мисс Миллс, эти мальчишки убегают со школьного двора».

Учителя, которые стараются добиться хорошего поведения школьников при помощи поощрений, провоцируют дух соревнования и ябедничество:

•     «Я привела в порядок свой стол в лаборатории быстрее, чем Кармен».

•     «Джил и Марчелла переговариваются эсэмэсками».

Нет ничего противоестественного в том, что ученики хотят получать поощрения и предпочитают, чтобы наказания доставались другим.

Обман, приспособленчество, списывание

Неоднозначная система школьных оценок, на которой зиждется власть учителей, культивирует обман, приспособленчество и списывание. Слишком большой процент школьников признаются в этих формах обмана. Даже при высоком риске оказаться пойманным некоторые ученики предпочитают обманывать. По их мнению, это лучше, чем страдать от наказания, испытывать стыд за плохую оценку или выслушивать выговоры от учителя.

Даже талантливые дети способны на обман и приспособленчество — они хотят получать поощрения, которые следуют за хорошими оценками.

«Дедовщина», стремление принизить других

Учителя, чья власть приобретает форму «дедовщины», становятся образцом для подражания для школьников, когда речь заходит об отношениях между ними.

В воскресном приложении к газете «Ивнинг пост» как-то появилась серия из четырех рисунков, иллюстрирующих всю цепочку реакций на бытовую «дедовщину». На первом рисунке рассерженный босс сидит за столом и распекает сотрудника, тыча угрожающим пальцем прямо в его смущенное лицо. На втором рисунке сотрудник пришел домой и орет на жену. На третьем рисунке жена кричит на маленького сына, а на последнем — ребенок ругает на чем свет стоит домашнюю собачку.

Нечто похожее происходит в школах, ориентированных на применение власти. Посмотрите на школьные игровые площадки и коридоры. Если дети утверждают себя силой, это означает, что учителя разрешают конфликты с ними, используя подход, основанный на методе I, и этот метод естественным образом переходит на игровую площадку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...