Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Два подхода: победа или поражение




Термины «авторитарность» и «попустительство» часто используются в педагогике — правильно и не правильно. Чтобы избежать недоразумения, мы будем называть два противоположных подхода методом I (стремление к победе) и методом II (готовность уступить).

Для иллюстрации рассмотрим ситуацию, когда учитель, как это часто бывает в старших классах, сталкивается с опозданиями ученика на урок. Учитель физики Джонс любит начинать уроки с объяснения задания. Из-за постоянно опаздывающей Сильвии ему приходится либо повторять сказанное, либо потом отвечать на множество ее вопросов. Вот как может разворачиваться ситуация, если использовать подход, основанный на методе I:

ДЖОНС: Когда ты опаздываешь на урок, ты пропускаешь мои объяснения, и мне приходится потом заниматься с тобой отдельно. Я уже устал от этого.

СИЛЬВИЯ: Я готовлю школьный альманах, и в последнее время мы вынуждены много работать, чтобы успеть со сдачей в типографию. Вот поэтому я и опаздываю.

ДЖОНС: Я знаю, что дел у тебя много. Но и мои уроки тоже важны. Ты же не получишь аттестат без моих уроков.

СИЛЬВИЯ: Я же все контрольные сделала! Мне непонятно, почему я должна сломя голову нестись на урок...

ДЖОНС: Мне надоело относиться к тебе, как к примадонне лишь потому, что ты занимаешься школьным альманахом. Отныне либо приходи вовремя, либо не приходи совсем.

СИЛЬВИЯ: Но...

ДЖОНС: Никаких «но»! Если хочешь получить зачет за этот год, приходи, как все остальные! А теперь садись.

СИЛЬВИЯ (со злостью): Хорошо. Я постараюсь.

В этой ситуации, как часто происходит при использовании метода I, у учителя был свой заранее предусмотренный выигрышный ход — он знал, что заставит Сильвию не опаздывать: либо она приходит вовремя, либо останется без зачета. От такой «игры мускулами» Сильвия, конечно, пойдет на попятную.

А вот что было бы, используй учитель в этой ситуации подход, основанный на методе II:

ДЖОНС: Когда ты опаздываешь на урок, ты пропускаешь мои объяснения, и мне приходится потом заниматься с тобой отдельно. Я уже устал от этого.

СИЛЬВИЯ: Я готовлю школьный альманах, и в последнее время мы вынуждены много работать, чтобы успеть со сдачей в типографию. Вот поэтому я и опаздываю.

ДЖОНС: Я знаю, что дел у тебя много. Но и мои уроки тоже важны. Ты же не получишь аттестат без моих уроков.

СИЛЬВИЯ: Я же все контрольные сделала! Мне непонятно, почему я должна сломя голову нестись на урок...

ДЖОНС: Послушай, Сильвия, я вообще не люблю ругаться и на чем-то настаивать.

СИЛЬВИЯ: Хорошо. Если вы уже все сказали, то я займусь делом, тем более что я опаздываю всего на минуту, да и то не каждый день.

ДЖОНС: Хорошо! Надеюсь, ты перестанешь опаздывать.

Применяя подход, основанный на методе II, учитель сдается, хотя и без особой радости.

Отметим, что отношения учителя и ученика при обоих подходах носят соревновательный характер. Каждый хочет добиться своего, оставляя для другого лишь один вариант: удалиться с обидой.

Могу с ответственностью утверждать, что почти все учителя либо «зацикливаются» на одном из этих методов, либо перескакивают с одного на другой, в зависимости от своего настроения в данный момент. Как правило, они решают конфликты так, как это делали их учителя или родители.

Что известно о методе I

Последствия разрешения конфликтов авторитарными методами исследованы более чем хорошо — ив семьях, и в бизнесе, и в промышленности. Хотя подробности этих исследований не представляют особого интереса для учителей, перечень основных выводов помог тем, кто обучался по программе КЭП, глубже понять, что происходит, когда они прибегают к методу I:

1. Быстро и эффективно достигаются результаты в тех случаях, когда нужны чрезвычайные меры («Немедленно положи этот острый нож!»).

2.    Это единственно правильный метод, когда в конфликте участвует большое количество людей («Танцы окончены, через пятнадцать минут двери будут закрыты, поэтому покиньте помещение!»).

3.    Вызывается негодование и другие сильные враждебные чувства у проигравшего в отношении победителя. Никому не нравится, когда ему говорят, что он должен делать особенно если это противоречит его интересам.

4.    Отсутствует мотивация для проигравшего выполнить принятое решение. Часто проигравший лишь имитирует выполнение решения.

5.    Победа в конфликте отнимает немало сил («Половину своего времени в классе я должен действовать, как полицейский».) В отсутствие победителя проигравший не будет соблюдать условия, на которых был разрешен конфликт.

6.    Развивается несамостоятельность и потребность в руководстве более сильного.

7.    Согласие возникает только из чувства страха.

8. Подавляется творческое мышление.

9. Уменьшается производительность, понижается моральный дух, возникает неудовлетворенность работой и текучесть кадров.

10. Не развиваются самодисциплина и самоконтроль. Если учитель контролирует ситуацию, пользуясь своей властью, то для развития самоконтроля не остается шансов.

11. Уменьшается вероятность найти уникальное или творческое решение, которое психологи называют «элегантным».

12.  Возникает ощущение вины у победителя («Делаю это только ради твоей пользы»).

13.  Для достижения и поддержания послушания «победитель» вынужден постоянно применять власть. (Далее в этой главе мы рассмотрим этот важный момент более подробно.)

Что известно о методеII

Вот некоторые результаты применения подхода, основанного на методе II:

1.    Его результаты сказываются быстро — просто игнорируется неприемлемое поведение и, таким образом, происходит избавление от конфликта.

2. Он неизменно вызывает враждебность у проигравшего по отношению к победителю. Учителя, которые легко поддаются влиянию учеников, часто начинают ненавидеть их.

3.    Способствует развитию у победителя (в нашем случае у ученика) эгоизма. Ученики становятся неуправляемыми, неконтролируемыми, недисциплинированными, капризными.

4.    Способствует развитию творческого начала, но учителям за это приходится платить ужасную цену.

5.    Не развивает производительность и не повышает моральный дух. Дети обычно ненавидят классы, в которых есть недисциплинированные и неуправляемые ученики, мешающие работать на уроках.

6.    Победители (в данном случае ученики) порой чувствуют себя виноватыми перед проигравшим (учителем).

7.    Ученики теряют уважение к учителю.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...