Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игра, называемая «люблю метаться»




Учителя редко пользуются только методом I или методом II, то есть они редко авторитарны или мягкотелы. Но порой они прибегают то к методу I, то к методу II, словно живут в «резиновом» мире, пределы которого не известны ни им самим, ни ученикам. То учитель воспринимает перешептывание с соседом как преступление, то просто не замечает этого. Когда ученики сталкиваются с учителями, которые то строги, то уступчивы, им приходится постоянно быть начеку и тратить уйму времени, чтобы найти ответ на важный вопрос: каковы сегодня пределы допустимого?

Учитель, который позволяет ученикам делать все, что тем хочется, пока ситуация в классе не начинает напоминать хаос, в конце концов бывает вынужден применить власть. Такой учитель может сорваться похуже учеников, и часто бывает так, что чувство вины за срыв заставляет его вновь попустительствовать неприемлемому поведению.

Учеников сбивает с толку и разница в требовательности учителей. Хотя они всегда готовы оказать «психическое давление» на учителя, им трудно переходить от учителя, который пользуется методом II, к учителю, привыкшему к немедленному повиновению.

Учителя тратят много времени на бесполезные дебаты с коллегами относительно единого подхода к дисциплине. Обычно слышится: «Мы должны действовать сообща, пора покончить с разными подходами», — говорящий всегда имеет в виду, что именно его подход самый правильный. И эта битва никогда не затихает...

Методы Iи II опираются на силу

Мы не устаем повторять, что методы I и II являются силовыми методами разрешения конфликтов. Используя метод I, учитель пользуется властью, которая позволяет ему победить ценой поражения ученика. При методе II ученик добивается своего ценой поражения учителя.

Когда между учителем и учеником возникает конфликт, оба относятся к нему как к битве, в которой нужно обязательно продемонстрировать силу и победить. Конечно, это не физическая сила, хотя и без нее иногда нельзя обойтись.

Сила в человеческих умах неизменно ассоциируется с властью, а власть — с авторитетом. Но если учитель завоевал у учеников авторитет, то обрел ли он при этом власть? Или наоборот, можно поставить вопрос иначе — способствует ли власть авторитету? Термины «власть» и «авторитет» так часто используются при обсуждении конфликтов в школах, что нам нужно рассмотреть эти понятия более подробно.

Авторитет в классе

Спросите у ста учителей: «Вам нужен авторитет, чтобы контролировать поведение учеников в классе?» Большинство, не сомневаясь, ответят утвердительно. Многие даже удивятся, стоит ли задавать такой вопрос, если ответ на него очевиден. «Конечно, учителям нужен авторитет, — прозвучит ответ, — как еще обеспечивать дисциплину, порядок и тишину?».

Идея использовать авторитет как средство воспитания так глубоко укоренилась в наших школах, что любой, желающий с этим поспорить, считается наивным. Эта идея глубоко укоренена во многих культурах. Лишь немногие родители подвергают сомнению необходимость использовать авторитет, чтобы направлять, контролировать и обучать детей. Поэтому неудивительно, что общество наделяет учителей родительским авторитетом.

Авторитет типа К (компетентность)

Существует несколько типов авторитета. Один из них — назовем его авторитетом К (от слова «компетентность») — основывается на умении, знании и опыте («Он является авторитетом в этой области» или «Он авторитетно говорит»). Для маленьких детей все взрослые обладают именно таким типом авторитета. Они кажутся мудрыми, их суждения более весомы, у них лучше развита интуиция, они обладают безграничным количеством информации и умеют предсказывать будущее.

По мере взросления ребенок постепенно обнаруживает, что взрослые идолы стоят на глиняных ногах, что всемогущество взрослых на самом деле не безгранично, что мудрости у них не так уж и много, а суждения иногда бывают ошибочными. Многие взрослые помнят, как они были разочарованы, когда впервые обнаружили, что их родители могут ошибаться, не всегда хорошо информированы, неточны или неспособны управлять событиями в своей собственной жизни. Обычно чем больше родители хотят выглядеть авторитетными, тем сильнее потом это разочарование.

Хотя многие учителя не признаются в этом, но они любят играть с учениками в игру, в которой они обладают сверхъестественными способностями. Им нравится, когда дети наделяют их излишним авторитетом, превышающим их реальные возможности, когда воспринимают их суждения как факт и позволяют управлять собой. Такие учителя довольно быстро разочаровывают учеников, когда те обнаруживают, что мудрость — это не свойство возраста, а опыт в одной области не означает наличие опыта и в других областях.

У учителей есть опыт, приобретенный во время учебы и работы. Авторитет, основанный на этом опыте, воспринимается учениками как законный, и использование такого авторитета для оказания влияния на учеников является очевидной частью педагогической функции. Но детям, особенно в младших классах, свойственно переоценивать учителей. Показательно то, как ученики начальной школы рисуют учителей и себя. Обычно учителя выходят большими, занимающими основную часть листа, а дети — крохотными существами, находящимися в тени взрослых.

При нормальном течении событий, по мере взросления детей, незаслуженный (или приписанный) авторитет учителей уменьшается. В то же время авторитет, основанный на реальном опыте учителей, с годами может не уменьшаться, а даже увеличиваться.

Авторитет типа В (власть)

Совершенно другой тип авторитета основывается на праве учителя награждать и наказывать учеников. Этот авторитет основан на власти, позволяющей учителям і) распределять между учениками то, в чем они нуждаются, или то, что они хотят (поощрения), и 2) причинять ученикам дискомфорт (наказание). Назовем его авторитетом В.

Дети зависимы от взрослых, и чем больше эта зависимость, тем большую власть взрослые имеют над ними. Учителя, особенно работающие в младших классах, обладают средствами, призванными удовлетворить многие нужды учеников. По мере того как ученики взрослеют и становятся менее зависимыми от учителей, учительская власть уменьшается, однако до тех пор, пока ученики не окончат школу, учителя обладают возможностями удовлетворять потребности учеников. Это дает учителям настоящую власть, и именно такую власть они применяют, когда «пользуются своим авторитетом». Когда учителя говорят: «Мне не хватает авторитета в классе», они подразумевают, что им нужно больше власти, чтобы поощрять и наказывать учеников. Когда учителя жалуются, что «в наше время дети не признают авторитет», они имеют в виду то, что поощрения и наказания либо слишком редки, либо слишком неэффективны.

Когда мы говорим об «авторитарном учителе», мы имеем в виду учителя, который активно пользуется властью награждать и наказывать для того, чтобы контролировать поведение учеников.

Серьезные ограничения для применения власти в классе

Без сомнения, власть (авторитет В) срабатывает как метод контроля учеников. Однако учительская власть имеет много ограничений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...