Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что в действительности порождает конфликт




Причиной конфликтов не могут быть либо только учителя, либо только ученики. Конфликты порождаются столкновением интересов обеих сторон; поэтому мы говорим, что в случае конфликтов проблемы принадлежат обеим сторонам.

Является ли конфликт досадным недоразумением или крупномасштабной битвой, легким пощипыванием перышек или дракой не на жизнь, а на смерть, причина у него всегда одна и та же — какая-то из сторон конфликта (а может быть, и обе) считает, что затронуты ее жизненные интересы.

Если затрагиваемые интересы очень серьезны, то я-сообщения, как мы уже говорили, ожидаемого эффекта не принесут. Ученик, который никак не может закончить разговор с «девушкой своей мечты» и из-за этого опаздывает на урок, отреагирует на я-сообщение учителя примерно так: «Я не хотел вам мешать, но для меня важнее поговорить со Стейси».

Как учителя обычно разрешают конфликты

Почти все учителя полагают, что разрешить конфликт можно только победой или поражением. Это проявляется в том, как они говорят о детях:

•     «Никогда не позволю детям сесть мне на шею».

•     «Беда нынешней школы в том, что в ней доминируют дети».

•     «Они всегда выходят победителями!»

•     «Разве учителя могут победить? Администрация никогда нас не поддерживает».

•     «В чем-то я побеждаю, в чем-то проигрываю, но всегда слежу за тем, чтобы в главном победа оставалась за мной».

•     «Нынешние дети не признают никаких авторитетов».

Один молодой учитель рассказывает:

В первый рабочий день директор школы собрал молодых учителей всех вместе и произнес перед нами речь на тему «Как руководить классом». У него все было просто. По его словам, мы должны лишь в течение нескольких недель показать твердость своего характера. После того как ученики поймут, кто в классе главный, учительскую хватку можно будет слегка ослабить.

Здесь изложена, можно сказать, квинтэссенция национальной педагогической философии.

Вопрос «выиграл или проиграл», пожалуй, является ключевым, когда речь заходит о дисциплине в школе. Учителя думают, что у них только два варианта действий: быть либо строгим, либо снисходительным; жестким или мягким; волевым или уступчивым. Они рассматривают отношения учителей и учеников как борьбу за власть, как состязание, как бой. Поэтому неудивительно, что ученики, в свою очередь, рассматривают учителей как естественных врагов — диктаторов, воле которых следует противиться любыми доступными способами, или размазню, над которой легко взять верх.

Ясно, что конфликты большинство учителей пытается разрешить так, чтобы, как минимум, не проиграть. Это со всей очевидностью означает, что ученики должны проиграть или, по крайней мере, не выиграть. Правда, есть и такие учителя, которые считают, что детям следует уступать. Я уж не говорю о сторонниках теории, проповедующей мысль, что не следует сдерживать естественные проявления у детей, — иначе, мол, повышается вероятность нанесения «психической травмы» (при этом само понятие «психической травмы» трактуется очень широко).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...