Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему необходимо «оптимальное» время и как его создавать




Область (3) на уже рассмотренном нами рисунке соотносится с периодами «оптимального» времени, которое лучше всего охарактеризовать как время межличностного общения. Межличностные отношения выстраиваются только в виде диад (два человека) или, как максимум, в виде триад. Вы можете проверить это, наблюдая за людьми в группах. Односторонний контакт между выступающим, артистом или лектором терпим для большой аудитории, но, когда возникает потребность в тесном общении, люди разбиваются на пары или на тройки.

Если за столом собирается группа из четырех и более человек, обычно они или создают пары для обсуждения своих тем, или тему обсуждают трое, а один остается как бы в стороне.

Потребность в общении довольно сильна в каждом из нас, и мы стремимся ее удовлетворить в рамках небольшой группы. Самым важным человеком, к которому могут обратиться ученики, самым значимым для них в классе, бесспорно, является учитель, и они стремятся создать ситуацию, в которой личностный контакт не может не произойти. Взглянем на «окно поведения» и постараемся понять, где это происходит. Конечно же, в области проблем, принадлежащих учителю!

Учителя иногда говорят: «У меня нет времени на то, чтобы встречаться с каждым учеником отдельно». В общем, они правы: ни один учитель не может ежедневно общаться отдельно с каждым из 30-150 учеников. Но к счастью, такая потребность возникает не у каждого ученика. Некоторым ученикам нужны частые встречи, а многим — лишь изредка. Кроме того, продолжительность таких встреч неодинакова. Большинство учеников, если они знают, что личная встречас учителем произойдет обязательно, готовы подождать столько, сколько нужно, иногда даже довольно долго. То же справедливо и в отношении прямых контактов учеников друг с другом. Иначе классная работа вообще была бы невозможна.

Учителя говорят, что слишком много времени у них уходит на решение индивидуальных проблем учеников. Другими словами, когда ученики начинают вести себя неприемлемым образом, учителя вынуждены оперативно на это реагировать.

Однако любые отношения можно выстроить. Но для этого учителя должны создавать прямые контакты с учениками в «беспроблемной области».

Под опекой учителя из Ла-Месы, штат Калифорния, было тридцать восемь пятиклассников, многие из которых имели синдром дефицита внимания и гиперактивности и ждали перевода в особые классы. Чтобы помочь этим детям и в надежде, что они будут лучше учиться в течение «диффузного» времени, учитель изменил среду в классе, предоставив им больше «индивидуального» и «оптимального» времени. Из упаковочного картона в классе были сделаны выгородки и устроены «уголки тишины», в которых два или три ученика могли уединиться для разговора. Правила пользования «уголком тишины» были максимально просты и одобрены всем классом: і) никто не должен делать того, что может навредить другому; 2) никто не может входить туда без разрешения того, кто там уже находится.

Для размещения этих уголков пришлось расстаться с ненужной или редко используемой мебелью. Когда предполагались довольно шумные уроки, их проводили в школьном дворике.

Этот учитель также оборудовал место вне класса, куда ученики могли приходить, чтобы «выпустить пар». Им было рекомендовано добираться до этого места и обратно только бегом, а уж там они могли шуметь сколько угодно.

Кроме того, учитель составил расписание индивидуальных встреч с каждым учеником. Это расписание было достаточно гибким, но каждому ученику предоставлялось не менее пятнадцати минут каждые две недели. Одни ученики за этот период встречались с учителем несколько раз, другие — лишь раз.

В результате всего за несколько недель этот по всем параметрам проблемный класс изменился самым серьезным образом. Дети стали ровнее себя вести, почти исчезли конфликты, появилось больше заботы друг о друге. Успеваемость этого класса проверялась на основе государственных тестов, и результаты оказались выше средних по пятым классам, а уж этого, конечно, никто не ожидал.

Конечно, этому классу не удалось избавиться от всех трудностей, характерных для пятых классов. Ученики с серьезными нервными дисфункциями продолжали, как и прежде, страдать от своих проблем. Те, кому учение давалось с трудом, не смогли нагнать своих успевающих товарищей. Но эмоциональный «туман», напряженность, раздражение, фрустрацию удалось преодолеть, и была создана атмосфера, полная заботы, доброты, тепла и взаимопонимания. В такой атмосфере любой ученик делается «другим».

ГЛАВА №7. КОНФЛИКТ В КЛАССЕ

Конфликты неизбежны в человеческих отношениях, и отношения между учителями и учениками не являются исключением. Учителя, обучавшиеся по программе КЭП, тоже сталкиваются с различными конфликтами, которые возникают, как правило, тогда, когда обычные педагогические приемы не срабатывают.

Если конфронтационные высказывания или попытки изменить среду в классе пользы не принесли, то причина, скорее всего, в том, что 1) потребности, которые мотивируют неприемлемое поведение, слишком велики, а 2) отношения между учителем и учениками совершенно разлажены. В большинстве классов учителя и ученики периодически оказываются в ситуации, когда налицо «конфликт интересов». Например:

· «Я им говорю, что устала убирать после них класс, а они каждый день оставляют его в полном беспорядке».

· «Мне как-то пришлось раньше уйти из школы, чтобы успеть на совещание на другом конце города. Поэтому я предупредила учеников, чтобы они покинули класс сразу после звонка, но они этого не сделали. Я рассердилась, и мне пришлось накричать на них, чтобы они поторопились».

· «Мои пятиклассники любят выносить на улицу всякие спортивные снаряды, но никогда не возвращают их на место. Я говорила им, сколько они стоят и как дорого покупать новые, когда старые теряются, и как меня ругает за это руководство, но им все равно. Я начинаю думать, что они их просто воруют».

· «Джейсон — приятный мальчик, но он в любой момент может исчезнуть с урока. Я не раз ему говорила, что выйти можно только с моего разрешения. Не могу же я оставить без присмотра целый класс подготовишек, чтобы в очередной раз разыскивать его! Даже не знаю, что делать».

Учителя тратят на такие конфликты массу ценного времени, отрывая его от занятий, причем, как правило, почти безрезультатно.

В этой главе мы попытаемся ответить на ряд вопросов. Во-первых, что такое конфликт? Отчего он возникает? Как учителя обычно пытаются его разрешить? Что происходит с учителями и учениками, когда применяются те или иные методы разрешения конфликтов?

Конфликт — что это такое?

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — «столкновение». Среди синонимов можно найти такие слова, как: разногласие, война, битва, коллизия. Конфликтовать означает проявлять антагонизм или бороться друг с другом.

В настоящей главе мы ограничимся рассмотрением конфликтов, когда поведение учеников существенно и непосредственно противоречит интересам учителя.

Конфликты интересов учителей и учеников неизбежны, как дождь или налоги. Они не могут не происходить — и происходят довольно часто. Этот факт сам по себе представляет проблему для учителей, которым внушили, что между хорошими учениками и хорошими учителями конфликтов быть не может. Таким учителям трудно понять, что конфликты — неотъемлемая часть всех человеческих взаимоотношений и их нельзя разделить на плохие и хорошие конфликты.

Частота конфликтов никак не связана с тем, насколько здоровы отношения между людьми. Важно лишь то, i) сколько конфликтов не удается разрешить и 2) какие методы применяются для их разрешения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...