Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как систематизировать среду




Вот некоторые типичные идеи по систематизации среды, которые смогли сгенерировать учителя во время мозгового штурма на наших занятиях:

· давать конкретные задания конкретным ученикам;

· разработать процедуру учета выдачи книг и других учебных материалов;

· ввести алфавитный порядок, кодирование цветами;

· создать систему папок;

· при проверке заданий использовать отдельные корзинки для проверенных работ и для сданных на проверку;

· разработать листы проверки (наподобие листов предполетной проверки у летчиков), чтобы проверять выполнение заданий;

· разработать порядок выполнения сложных операций, например монтажа и демонтажа приборов, используемых при физических опытах.

Как осуществлять перспективное планирование

Перспективное планирование трудно дается везде, и в классе тоже. Однако результат стоит трудов: обсуждение планов помогает ученикам приготовиться к любым неожиданностям.

Инструкторы, ведущие занятия по программе КЭП, иногда спрашивают учителей: «Вы представляете поведенческие проблемы, с которыми вам придется в этом году столкнуться в школе?» И в ответ слышат перечисление проблем, имеющих хронический характер и досаждающих учителям из года в год. При правильном перспективном планировании довольно большое число таких проблем просто не возникает.

Вот какие идеи, связанные с перспективным планированием, предлагают учителя:

· проводить с учениками специальные занятия по овладению компьютерами и другим новым оборудованием;

· проводить диспуты о принципах и процедурах оценки знаний в начале каждого года;

· планировать (и заранее репетировать) возможные замены учителя;

· рассказывать (и вывешивать сведения на доску объявлений) о важных событиях и датах;

· создавать индивидуальные календари событий;

· не опасаться обсуждать школьные правила и требования, которые находятся за пределами компетенции учителя и учеников;

· информировать учеников о стоимости(и лимитах) пользования Интернетом, материалами, оборудованием;

· для учеников первого года и новичков организовывать ознакомительные посещения школьных кабинетов и прогулки по школе;

· выделять время для встреч с психологом, водителями школьных автобусов, администраторами, библиотекарями, медсестрами и другими работниками школы, чтобы они рассказывали о помощи, которую могут оказать ученикам.

Передовые учителя понимают, что класс принадлежит не только им. Они достигают хороших результатов, когда делятся со своими учениками информацией о восьми способах изменения среды и просят высказать свои идеи о том, что следует изменить, — ведь ученики отличаются завидной гибкостью мышления и способны хорошо работать, если знают, что делать и как. Было бы несправедливо ожидать, что ученики согласятся на все изменения только для того, чтобы улучшить «пространство учителя». Но если предоставить им возможность участвовать в создании школьной среды, это окупится сторицей.

Как повысить качество учебного времени

Для создания более совершенной педагогической среды необходимо знать, как люди совместно работают в классе, каковы их потребности и как они удовлетворяются.

Опытные учителя знают то, что сложности возникают иногда даже в «беспроблемной области» «окна поведения». Например, один ученик ударил другого без явных причин; ученица стала кричать, чтобы ее оставили в покое; учитель вдруг замечает шум или движение, которое раньше ему не мешало. Без тщательного изучения среды такое поведение нельзя ни понять, ни конструктивно на него отреагировать.

В «беспроблемной области», то есть там, где и преподавание, и усвоение материала возможны, полезное время можно разделить на три категории: 1) «диффузное» время, 2) «индивидуальное» время и 3) «оптимальное» время.

Почему «диффузное» время не свободно от проблем

Классы — это места активной деятельности! Неправильно и негуманно собирать двадцать, тридцать или более человек в относительно небольшом пространстве класса и заставлять их соблюдать тишину, неподвижность и бездеятельность. Учителя и ученики настраиваются на среду всеми своими пятью чувствами. Ими постоянно осуществляется прием, отслеживание и обработка внешних воздействий. Что это означает для обычной учительницы и ее учеников?

Вот ситуация, которая нередко случается в классах начальной школы. За столом сидят учительница и шесть учеников, идет урок чтения. Каждый из шести учеников получил от учительницы материалы для работы над дикцией, произношением и расширением словарного запаса. Они по очереди читают вслух. В другой части классной комнаты группа учеников занята художественным проектом — они тихо обсуждают, как расположить вырезки, призванные украсить стену, которую они возводят. Еще одна группа расположилась в математическом уголке; оттуда доносятся возгласы удивления и восхищения — дети изучают свободное падение предметов. Остальные ученики читают книги, работают на компьютерах, точат карандаши, копаются в столах в поисках нужных материалов, шаркают ногами, кашляют, перешептываются, обмениваются цветными мелками («Дай мне твой красный, а то мой сломался») или помогают друг другу делать всевозможные задания.

Каждый человек в этой комнате получает огромное количество внешних воздействий — запах человеческих тел и только что заточенных карандашей, вид слоняющихся людей, различные цвета, тени, звуки голосов, двигающихся стульев или тяжелого дыхания; стук предметов, которыми пользуются ученики; ощущение напрягающихся мускулов; текстура картона, мелков, красок, острота ножниц, разрезающих бумагу по прочерченной линии. Сенсорные сигналы воспринимаются и обрабатываются учениками постоянно, практически без перерывов.

По мере того как ученики растут и развиваются, они учатся отфильтровывать входные воздействия, понимая, на какие шумы, чувства, зрительные образы или вкусы реагировать, а какие нужно игнорировать. Однако если человек не обращает на что-то внимания (или подавляет в себе раздражение), то он все равно расходует на это энергию. Концентрация — это использование энергии на подавление всех входящих воздействий, кроме, может быть, одного-двух. Исследования показывают, что даже мотивированные взрослые редко способны на концентрацию внимания в течение более чем двадцати минут. Продолжительность внимания у детей значительно короче, и нередко они расходуют всю энергию на подавление внешних воздействий. В такой момент ученик начинает замечать, что вспотел, или что у него затекли ноги, или что другие ученики столпились слишком близко, или что группа в математическом уголке ведет себя слишком громко. Другие дети начинают мешать ему. Он достиг такого предела, когда больше не может справляться с диффузией. У него возникает новая потребность отдохнуть от перегрузки сигналами, отдохнуть от «диффузного» времени.

Снова обратимся к «окну поведения». На рисунке в пределах «беспроблемной области» (область обучения) расположено «диффузное» время (1). Там же отведено место для двух других типов времени, которое переживают учитель и ученики в классе: «индивидуального» (2) и «оптимального» (3).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...