Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА №6. КАК ИЗМЕНИТЬ ОБСТАНОВКУ В КЛАССЕ




Учителя могут предотвращать различные типы неприемлемого поведения учеников, просто изменяя обстановку в классе. Это означает конфронтацию с физическими и психологическими характеристиками классной комнаты, а не учеников.

Почему этот метод срабатывает? Потому что, как знают учителя из собственного опыта, большинство классов проектируются, строятся и оборудуются так, что не располагают учеников к мотивированному участию в педагогическом процессе. Когда учеников отвлекает и раздражает классная обстановка, их копинг-механизмы (механизмы приспособления) приводят к поведению, неприемлемому для учителя и мешающему учебе.

В настоящей главе мы предложим способы изменения обстановки в классе таким образом, чтобы предупредить или не допустить неприемлемого поведения учащихся. Концентрируясь непосредственно на среде, учителя могут значительно расширить «беспроблемную область» и намного увеличить время, отводимое непосредственно на обучение; причем результаты могут быть даже лучше, чем при конфронтации с использованием я-сообщений.

Некоторые недостатки типичной классной комнаты

Несмотря на многочисленные попытки улучшить архитектуру школы, стандартный класс в Соединенных Штатах остается прямоугольным помещением площадью примерно до квадратных метров, с полом, выложенным темно-серой плиткой, грубыми стенами, большими стеклянными окнами, белыми или черными классными досками и досками объявлений. Освещение и вентиляция часто бывают недостаточными, сиденья настолько неудобные, что их вряд ли кто захочет использовать дома или в офисе. Жесткая поверхность и параллельность стен приводят к проблемам акустики. Шкафы всегда являются проблемой — их либо не хватает, либо они неудобны, либо и то и другое. Во многих классах отсутствует или запрещен температурный контроль.

В такой неуютной физической обстановке размещается до тридцати (или даже больше) людей, включая одного или больше взрослых, которые преподают в течение продолжительного времени.

В последние годы ситуация еще больше осложнилась, поскольку изменились педагогические подходы — простая зубрежка уходит в прошлое, происходит переход от аудиторного обучения на обучение небольших групп и индивидуальное преподавание. Другими словами, от учителей и учеников требуется обучение по-новому, а среда, в которой они находятся, остается без изменения. И это одна из причин неприемлемого поведения.

Вот что говорит учитель начальной школы, расположенной в здании, построенном в 50-е годы прошлого века:

Мой класс мал, и в нем не хватает места для нужного количества столов. Пол скрипит, и можно услышать, как падает булавка в соседней комнате. При этом от меня ждут, что я сумею справиться с тридцатью семилетними непоседами, от которых требуется соблюдать тишину. Уверен, что, будь на их месте взрослые, они тут же вступили бы в профсоюз и устроили забастовку, требуя лучших условий работы.

Даже в современных зданиях, где ковровые покрытия и акустические материалы заглушают шум, кондиционирование воздуха обеспечивает устойчивую температуру в 22 градуса, а стены выкрашены в веселые цвета, наличие большого количества людей на ограниченном пространстве может создавать поведенческие проблемы.

Как творчески размышлять об изменениях

Наша способность изменяться ограничена нашей внутренней цензурой. Очень трудно отойти от обычного, традиционного, от того, к чему мы привыкли. Доктор Бойд Лейн, педагог с очень большим творческим потенциалом, однажды составил перечень, куда вошли ни много ни мало 165 надежных способов заблокировать творческий процесс в школе. Среди них:

•     «Мы уже пытались, и это не помогло».

•     «Администрация этого не купит».

•     «Общество нас не поймет».

•     «У нас нет на это денег».

•     «Это слишком радикально».

•     «Это слишком консервативно».

•     «Профсоюз учителей будет против».

•     «Люди еще не готовы к этому».

•     «Уже слишком поздно».

•     «Еще слишком рано».

•     «Это потребует дополнительных сил».

•     «Слишком много людей вовлечено».

•     «О нас плохо напишут в газетах».

Все эти высказывания носят оценочный характер, а как мы уже показали в третьей главе, ничто так не мешает творческому процессу, как оценка (или угроза оценки). Большинство же людей, наоборот, нуждаются в раскрепощении своего творческого потенциала.

На наших занятиях мы учим учителей методу мозгового штурма, который является проверенной процедурой, помогающей генерировать новые идеи. Вот восемь правил мозгового штурма, которые можно применять как в одиночку, так и в составе группы:

1. Выберите место, где внешние помехи будут сведены к минимуму, место, где легко сконцентрироваться.

2. Определитесь с конкретной проблемой. Например: «Как улучшить использование наглядных пособий?»

3. Ограничьте время мозгового штурма.

4. Записывайте все появившиеся идеи.

5.    Требуется количество, а не качество, поэтому предлагайте как можно больше идей.

6.    Используйте самый оптимистичный прогноз. Не ограничивайте себя практичными, прагматичными или рациональными идеями. Самая невероятная идея может в итоге оказаться самой лучшей!

7.    Никакие оценки не допускаются. Время оценки наступает только после того, как все идеи сгенерированы, но никак не во время процесса.

8.    Периодически смещайте точку отсчета. Например: «Как бы это решили ученики?»

Когда в таком процессе участвует группа людей, появляется возможность развивать идеи друг друга. Старая пословица о том, что «одна голова хорошо, а две лучше», очень подходит к описанию творческого процесса. На занятиях по программе КЭП инструкторы предлагали учителям пользоваться методом мозгового штурма, чтобы сформулировать новые идеи по творческому изменению обстановки в классе. Но этот метод годится и для работы с учениками.

Системный подход к улучшению классной обстановки

Когда мы просили учителей поразмышлять о том, как лучше изменить обстановку в классе, им было трудно совладать с таким абстрактным понятием, как «классная среда». О какой части классной среды должна идти речь? Какие ее элементы можно изменить? С чего начать?

Чтобы сделать задачу более конкретной, мы приводили восемь вариантов возможного изменения классной среды:

1.    Обогащение среды.

2.    Обеднение среды.

3.    Ограничение среды.

4.    Расширение среды.

5.    Реорганизация среды.

6.    Упрощение среды.

7.    Систематизация среды.

8.    Перспективное планирование среды.

Ниже мы поговорим о конкретных идеях в каждом из перечисленных вариантов.

Как обогатить среду

Большинство учителей хорошо знакомы с тем, как обогатить педагогическую среду.

Их этому учили, и они больше всего времени уделяют именно этому аспекту изменения среды. Однако они не рассматривают обогащение среды как средство борьбы с неприемлемым поведением или профилактики такого поведения. А ведь многие случаи неприемлемого поведения возникают по причине неудовлетворенности и скуки, потому что ученикам долгое время приходится проводить в одной и той же среде. Обогащение классной среды дает ученикам альтернативы приемлемого поведения и, следовательно, снижает вероятность недопустимого поведения. Учитель может попробовать реализовать любую из следующих идей:

•     использование цветного освещения;

•     использование музыки;

•     создание библиотечки;

•     использование аудиовизуальных учебныхпособий;

•     установка телевизионных экранов;

•     создание уголка для беседы;

•     создание кукольного театра и подготовкакукольных спектаклей;

•     создание «уголка писателя»;

•     организация встреч с интереснымилюдьми;

•     создание «центров обучения» и т. п.

Как обеднить среду

Иногда ученики ведут себя неподобающим образом, поскольку внешняя среда перегружена раздражителями. Излишнее стимулирование иногда действует так же, как недостаточное стимулирование. Ученики бывают ошарашены средой, которая предлагает слишком широкий выбор — как, например, на новогодних праздниках, когда ребенок не получает удовольствия от большого количества подарков и открывает коробки просто из любопытства. Это особенно сказывается на учащихся, страдающих синдромом гиперактивности.

Мы предлагаем следующие идеи обеднения классной среды:

· затемнение классной комнаты;

· настилка ковровых покрытий в местах наиболее шумной деятельности;

· вынос из класса наглядных пособий, которые не используются на текущем уроке;

· ограниченное использование наглядных пособий;

· проведение «минут тишины»;

· организация мест для индивидуальных занятий;

· использование аудиоаппаратуры с наушниками;

· использование ширм и разделительных стенок;

· использование средств привлечения внимания, например видеопрограмм;

· оборудование «уголка медитации».

Как ограничить среду

Иногда поведение бывает неподобающим только потому, что случается не в том месте и не в то время.

С точки зрения среды сама природа школы сопряжена с ограничениями, поскольку требует присутствия в определенном месте и в определенное время. Большинство учеников справляются с такими ограничениями своей свободы, если эти ограничения обоснованы и если ученики понимают, почему они введены. Ученики часто соглашаются с ограничениями свободы, накладываемыми школой, понимая, что их сложная жизнь не может не быть подконтрольной. При необходимости ограничить среду можно следующими способами:

· выделить места для рисования, учебы, диспутов;

· ограничить количество учеников, которые могут одновременно находиться в одном месте;

· ввести систему записи, необходимую для участия в кружках по интересам;

· выделить определенное место каждому ученику;

· проводить шумные мероприятия только в одном месте;

· уменьшить передвижение детей по школе.

Как расширить среду

Причина неподобающего поведения порой связана с тем, что школьная среда слишком мала пространственно. Обычное классное помещение налагает ужасные ограничения. В определенном смысле его можно сравнить с тюремной камерой. Чуткие учителя могут расширить такую среду, соединив ее с внешним миром. Вот некоторые предложения:

· учебный поход;

· посещение мест и мероприятий в школе за пределами класса;

· посещение мест и мероприятий за пределами школы;

· использование библиотек;

· использование многоцелевых помещений — спортзалов, столовых и т. п.;

· периодическое объединение классов;

· бригадное обучение небольших групп;

· привлечение к преподаванию учителей из других классов;

· периодическое проведение занятий в залах или на соседних лужайках;

· привлечение к преподаванию лаборантов;

· привлечение к преподаванию специалистов, консультантов, экспертов.

Как реорганизовать среду

Иногда ученики доставляют проблемы себе и другим потому, что среда очень плохо организована. В некоторых классных помещениях нельзя даже ходить без предосторожностей. Одна учительница первого класса после нескольких неудачных попыток использовать я-сообщение в отношении одного из учеников обнаружила, что движение в классе организовано таким образом, что все дети проходят мимо стола этого ученика. Столы были переставлены, и поведение этого ученика сразу улучшилось. Учителю даже не потребовалось прибегать к я-сообщениям.

Вот некоторые способы реорганизовать классную среду:

· уберите все неиспользуемые материалы;

· организуйте правильное движение в классе;

· уберите ненужную мебель;

· держите электрические приборы вдали от источников воды;

· все материалы, необходимые для одного проекта, держите в одном месте;

· держите наготове запасные точилки для карандашей и урны для мусора;

· держите все материалы в легкодоступных местах;

· снимите дверцы часто используемых шкафов;

· организуйте места для одежды и хранения завтраков рядом с входом.

Как упростить среду

Порой окружающая среда чересчур сложна и поэтому кажется людям агрессивной. Классная среда тоже может стать излишне сложной, и ученики будут воспринимать ее с трудом. Это особенно справедливо в отношении маленьких детей, которые оказываются в среде, рассчитанной на взрослых. Известный семейный врач Вирджиния Сатир иногда просила взрослых представить, как бы они чувствовали себя, передвигаясь на корточках. Такой же эксперимент могли бы провести и учителя, работающие с маленькими детьми, — чтобы представить себя на месте этих детей.

Детям школьная среда может казаться сложной во многих отношениях. Правила, распорядки, процедуры и церемонии поначалу могут и напугать — примерно так чувствует себя взрослый, первый раз заполняющий налоговую декларацию или пытающийся разобраться в страховом полисе.

Вот некоторые пути упрощения классной среды, подсказанные достойными подражания учителями:

· все материалы, книги, принадлежности и оборудование должны быть досягаемы для учеников;

· все правила, требования и инструкции должны быть размещены на уровне глаз учеников;

· желательно упростить все процедуры и правила;

· дверные ручки и крючки желательно переместить пониже;

· у высоких шкафов должны стоять небольшие стремянки;

· необходимо предусмотреть место для хранения инвентаря с игровой площадки, чтобы ученики могли брать его самостоятельно;

· правила и инструкции должны быть на всем оборудовании, которым пользуются учащиеся;

· все шкафы, полки, файлы, места хранения следует маркировать цветными бирками;

· необходимо избавиться от неиспользуемого и редко используемого оборудования, мебели и инвентаря.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...