Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как учителям научиться вести себя по-другому?




Первичное чувство почти всегда проявляется менее интенсивно, чем злость (вторичное чувство). Слушатель наших курсов рассказал о том, какую злость у него вызывал один из его учеников:

Меня бесил Чарлз, хотя я никогда не мог точно понять, чем он меня раздражает. Как бы то ни было, я пребывал в постоянном огорчении. Хороший повод задуматься: «А каково мое первоначальное чувство?» Мне очень неловко признать то, что я обнаружил, но моим первоначальным чувством был страх. Я боялся, что Чарлз своим блестящим и острым языком выставит меня дураком перед учениками. На прошлой неделе я попросил его остаться после занятий и просто сказал, что мне неприятно, когда он придирается к моим словам или задает не имеющие к теме занятий вопросы, на которые я не знаю, как ответить. Он был просто потрясен и сказал, что не хотел ставить меня в неудобное положение, а, наоборот, старался заслужить мою благосклонность. Разговор закончился тем, что мы посмеялись над этим, и я больше не чувствую угрозы с его стороны. Теперь, когда он забывается и ловит меня на слове, я просто смеюсь и говорю: «Здорово, еще одно очко в твою пользу».

Другой наш слушатель, школьный психолог, рассказал, как он распознал первичное чувство, заставлявшее его злиться на собственного сына:

Мне трудно было понять, что злость — это вторичное чувство. Для меня это означало не обвинять сына, а анализировать себя. В течение нескольких последних месяцев мы с сыном часто ругались. Он водился с группой ребят, о которых я был наслышан, и, поверьте, они не были пай-мальчиками. Ну, может быть, в совсем пропащие их записывать было еще рано, но они курили марихуану, пили пиво, и девочки, которые с ними гуляли, вели себя так же. Сегодня я понимаю, что донимал сына ты-сообщениями наподобие: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Сын отмахивался от меня, и это злило меня еще больше. Однако на прошлой неделе я решил поразмышлять о том, что может быть причиной моей злости. И поначалу пришел к выводу, что я просто разочарован в своих ожиданиях относительно сына. Но вы же знаете, что главным первичным чувством является страх. И постепенно я понял, в чем дело, — я боюсь того, что люди начнут говорить обо мне, если узнают, что мой сын шатается по улицам с кем попало. Конечно, они скажут: «Хорош психолог! Его собственный ребенок водится с отбросами!» Осознав это, я перестал устраивать конфронтации с сыном и взялся за себя. Я рассказал сыну, что кричу на него потому, что во мне что-то происходит, но я хочу с этим покончить. В ответ я услышал лишь «Ага!», но через несколько дней мы с ним снова стали разговаривать. Вскоре я убедился, что сын не очень высокого мнения о своей компании...

Как и многие из нас, этот отец позволил первичному чувству — страху превратиться в злобу в отношении сына. Но он смог признать свою ответственность за возникший страх, после чего понял, что у него нет оснований конфликтовать с сыном.

Риск использования я-сообщений

Иногда учителя спрашивают, существует ли риск при использовании я-сообщений. На этот вопрос приходится дать положительный ответ. Эта проблема прямо или косвенно уже затрагивалась, но сейчас мы рассмотрим ее более подробно.

Вероятно, самый большой риск, с которым люди сталкиваются, когда прибегают к я-сообщениям, — это необходимость раскрываться перед другими людьми, рассказывать им о своих переживаниях, чувствах и потребностях, то есть о том, что они знать не могут. После такой откровенности неприемлемое поведение другого человека воспринимается весьма болезненно и ведет к серьезным переживаниям. Однако риск оправдан, поскольку недостаточная открытость ведет к недостаточному контакту. Учителя, которые пользуются я-сообщениями, почти все без исключения говорят, что польза от открытости перевешивает все риски.

Второй серьезный риск — приходится идти на перемены в собственном поведении. Иногда (как в случае со школьным психологом, сын которого связался со шпаной) все заканчивается тем, что взрослые перевоспитываются сами, а не перевоспитывают своих детей. Переход на активное выслушивание приводит к поступлению новой информации, которая заставляет учителя пересматривать свое поведение.

Третий серьезный риск — это ответственность. Для большинства людей одним из наиболее трудных (но всегда благодарных) действий является принятие на себя ответственности. Ты-сообщения смещают центр ответственности на других людей, тогда как я-сообщения делают ответственным за свое состояние учителя.

Чего можно достичь с помощью я-сообщений

Учителя сообщают о потрясающих результатах, достигнутых при помощи я-сообщений. Ученики часто не имеют представления о том, как их поведение влияет на других людей, и порой бывают удивлены информацией, полученной в я-сообщениях. Их частая реакция: «Мы не знали, что для вас — это проблема».

Директор исправительной школы для подростков мистер Гарсиа сделал потрясающий доклад об откровенном разговоре со своими учениками:

Я долго старался закрывать глаза на поведение нескольких парней, которые постоянно нарушали правила, принятые в нашей школе. Однажды утром я увидел из окна своего кабинета, как эти ребята расхаживают по двору и курят, хотя курение на школьной территории строжайше запрещено. Мое терпение лопнуло. Незадолго до этого я посещал Курсы эффективного преподавателя, где нам рассказали о я-сообщениях, поэтому я выскочил во двор и закричал ребятам, стараясь напирать на свои чувства: «Я просто не знаю, что делать, ребята! Я чувствую себя ужасно. Я из кожи вон лез, старался помочь вам закончить школу. Я всего себя отдавал работе. А вы только и знаете, что правила нарушать. Я сделал вид, что не замечаю, что вы отрастили волосы, но вам этого мало. Теперь вы еще и курите, что тоже против правил. Мне остается только все бросить и уйти в обычную школу — может, там мне удастся чего-нибудь добиться. Я чувствую себя полным неудачником».

Во второй половине дня ко мне неожиданно нагрянули гости — это были те самые курильщики. «Знаете, мистер Гарсиа, мы тут подумали о том, что произошло утром. Мы же не знали, что вы принимаете все так близко к сердцу. Вы этого не показывали. Мы не хотим другого директора, вы — хороший. Так что мы решили больше не курить на территории. И другие правила тоже нарушать не будем».

Этот рассказ иллюстрирует, насколько отзывчивыми и ответственными могут быть дети, если взрослые с ними откровенны. Но к сожалению, очень часто учителя и школьные администрации недооценивают готовность учеников идти навстречу взрослым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...