Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как менять стратегию после отправки я-сообщения




Хотя я-сообщения куда реже, чем ты-сообщения, загоняют учеников в оборону, вряд ли кто-нибудь из них обрадуется, услышав, что его поведение создает проблемы для учителя. Значит, всегда есть риск, что даже самое выверенное я-сообщение может показаться ученику обидным до слез. Ведь учитель ясно говорит ему о неприемлемости его поведения. Тем самым создается проблема для ученика.

На наших курсах мы учим учителей в таких случаях быстро менять тактику общения с учениками и переходить к активному выслушиванию. Это, во-первых, помогает ученику справляться с вновь возникшей проблемой и, во-вторых, демонстрирует то, что учитель понял и принял ответную реакцию ученика.

Ниже приводится диалог, в котором сторонам не удалось уйти от конфронтации:

УЧИТЕЛЬНИЦА: Джереми, твои опоздания на урок создают для меня проблему. Когда ты опаздываешь, я должна отвлекаться на тебя. Это сбивает меня и мешает моей работе (я-сообщение).

УЧЕНИК: Я понимаю, но в последнее время я очень занят и иногда просто не успеваю прийти на урок вовремя.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Я больше не могу не замечать твои опоздания. Я просто больше не могу отвлекаться на тебя (второе я-сообщение).

УЧЕНИК: Я не знаю, зачем делать из этого такую проблему. Подумаешь, я опоздал на несколько минут!

УЧИТЕЛЬНИЦА: Когда ты говоришь такое, я чувствую, что ты меня не уважаешь (третье я-сообщение).

УЧЕНИК: Не относите это к себе. Просто не обращайте внимания на мои опоздания, и тогда никакой проблемы не будет.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Я сама знаю, что мне делать. Отныне не смей опаздывать (ты-сообщение)!

УЧЕНИК (бормочет себе под нос): Брюзга!

Обратите внимание: учительница не заметила оправдательной реакции ученика на первое я-сообщение. После этого нетрудно было предсказать, что разговор закончится взаимной обидой.

Вот как могли развиваться события, если бы учительница правильно поняла реакцию ученика после первого я-сообщения и применила активное выслушивание:

УЧИТЕЛЬНИЦА: Джереми, твои опоздания на урок создают для меня проблему. Когда ты опаздываешь, я должна отвлекаться на тебя. Это сбивает меня и мешает моей работе.

УЧЕНИК: Я понимаю, но в последнее время я очень занят и иногда просто не успеваю прийти на урок вовремя.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Понятно. У тебя в последнее время появились свои проблемы (активное выслушивание).

УЧЕНИК: Вот именно. Мистер Селлерс попросил меня помогать ему в химическом кабинете, а это занимает очень много времени.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Тебе, наверное, нравится, что он к тебе обратился (активное выслушивание).

УЧЕНИК: Еще бы! Если все хорошо пойдет, то, может быть, на следующий годя стану лаборантом, а такую работу по своей воле не теряют.

УЧИТЕЛЬНИЦА: У тебя и зарплата может быть немаленькая, поэтому для тебя это важно (активное выслушивание).

УЧЕНИК: Да. Выходит, вам не нравятся мои опоздания... Я раньше не думал, что это создает такую проблему. Буду теперь стараться незаметно входить в класс.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты удивишься, но для меня это все равно останется проблемой, даже если ты будешь входить в класс совсем тихо (активное выслушивание).

УЧЕНИК: А-а, я вас понял. Вам приходится останавливаться и менять запись в классном журнале. В основном я опаздываю потому, что мы с мистером Селлерсом слишком много разговариваем. Я скажу ему, что для вас опоздания создают проблему, и буду уходить от него на несколько минут раньше. Хорошо?

УЧИТЕЛЬНИЦА: Пожалуй, это выход. Спасибо, Джереми.

УЧЕНИК: Не за что.

Во втором случае учительница изложила проблему в начальном я-сообщении, а затем перешла к активному выслушиванию, чтобы помочь ученику решить проблему, которая возникла у него после ее я-сообщения.

Как учителя заставляют сами себя злиться

Учителя, набравшись знаний на наших курсах, иногда ждут не дождутся момента, когда у них появится возможность вступить в конфронтацию со своими самыми беспокойными учениками. Однако их желание применить новый для себя метод педагогики порой столь велико, что перерастает в агрессию, которая до полусмерти пугает учеников или делает их поведение еще более враждебным.

Если одним из трех компонентов я-сообщения, в котором учитель излагает свои чувства, является агрессия (злость), то можно не сомневаться — такую конфронтацию ученики воспримут как форму обвинения или оскорбление. Агрессия превращает указующий перст учителя в перст обвинительный. Я-сообщения со смыслом «я зол» обычно воспринимаются учениками как «я зол на тебя» или «это ты меня разозлил». На наших занятиях мы объясняем учителям, что агрессия (злость) вторична. Она всегда следует за первичным чувством. Вот как это происходит:

Мистер Джонс дежурит на игровой площадке в начальной школе. Один ребенок бросил камень и чуть не попал мистеру

Джонсу в голову. Первым и естественным чувством мистера Джонса был страх, но затем он пересек площадку и стал выкрикивать угрожающие ты-сообщения типа «Не смей бросать камни на игровой площадке!» Ему захотелось наказать камнеметателя, преподать ему урок, который тот долго будет помнить.

Агрессию (злость) можно рассматривать как позицию или действие, но не как эмоцию или чувство. Часто сразу после того, как в человеке вспыхнула злость, у него возникают вполне определенные физиологические проявления, например частое сердцебиение, дрожь и тому подобное. Они могут быть реакцией на его собственные резкие действия. Ведь в определенном смысле, человек сам провоцирует свои физиологические проявления, которые, однако, он воспринимает как эмоции.

Вот примеры того, как учителя, испытав некоторое первичное чувство, сами вызывают в себе злость:

•     Ученик чуть на выпал в окно, развешивая наглядные пособия. Первичным чувством учителя является страх. Затем учитель злится и говорит: «Немедленно слезай. Я вижу, какой ты неаккуратный».

•     Ученик заблудился во время похода. Первичное чувство учителя — тревога. Но когда наконец ученик нашелся, учитель злится и кричит: «Сказано же было не отставать от группы! Почему ты все время нарушаешь правила, установленные для всех?»

•     Учитель приложил немало усилий, чтобы подготовить интересный урок. Но ученики ведут себя беспокойно, скучают, передают записочки. Первичным чувство учителя — разочарование. Но затем учитель сердито говорит: «Никогда больше не буду готовить интересные уроки для вашего неблагодарного класса. Вам на все наплевать».

•     Ученик не может понять, как складываются дроби. Первичное чувство учителя — разочарование. Учитель сердито кричит: «Ты даже не стараешься понять. Любой третьеклассник решит этот пример раньше тебя!»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...