Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему я-сообщения более эффективны




Я-сообщения можно назвать «ответственными высказываниями», поскольку учитель, посылающий я-сообщение, берет на себя ответственность за свое собственное внутреннее состояние (прислушивается к себе). При этом я-сообщения не снимают ответственности с ученика за его поведение.

Я-сообщения отвечают трем важным критериям, обеспечивающим эффективность конфронтации: 1) они обеспечивают высокую вероятность появления у ученика желания изменить поведение; 2) они не воздействуют отрицательно на поведение ученика; 3) из-за них не страдают взаимоотношения учителя и ученика.

Вот что рассказал об использовании я-сообщения в диалоге с учеником директор одного лицея:

Мы только что возвели несколько новых стен, чтобы создать дополнительные классные помещения в лицее, и я удивился, обнаружив округлую вмятину в стене, выходившей в коридор. Почти одновременно с этим из классов появились ученики, выходившие на большую перемену. Один ученик шел со скейтбордом в руках. «Робин, — сказал я, — можно мне посмотреть на твою доску?» Мне хотелось узнать, не совпадет ли по форме вмятина в стене и передняя часть скейтборда. Совпадение оказалось полным. «Я этого не делал», — сказал Робин. Вместо того чтобы искать виновника, я попытался использовать навыки, полученные мной на Курсах эффективного преподавателя, — послал я-сообщение: «Я так расстроился, увидев вмятину в нашей новой стене». — «Наверное, кто-то брал мою доску», — ответил Робин. «Кто-то?» — «Вы знаете, берут скейтборд, когда захотят, и даже не спрашивают разрешения. А теперь, вот, мне отвечать». — «Мне так не нравятся эти повреждения, — сказал я. — Как бы так сделать, чтобы этого больше не было?» Для решения проблемы мы собрали всех учеников, которые катались на скейтборде. Робин задавал тон всей беседе. Я был удивлен тем, с каким энтузиазмом отнеслись к проблеме ученики. Ответственность за решение проблемы они взяли на себя. Во время беседы ученик, который сделал вмятину в стене, даже предложил самостоятельно сделать ремонт. Это намного лучше, чем допрашивать всех подряд и искать виновного.

Почти все без исключения учителя и директора школ сообщают, что такая методика вызывает у школьников повышенный энтузиазм.

Один из учителей признался, как ему было трудно переходить от обвинительных ты-сообщений к более мягким я-сообщениям:

Мне было трудно пользоваться я-сообщениями, хотя я понимал пагубность ты-сообщений для отношений с учениками. Вся беда в том, что когда-то меня учили пореже пользоваться личным местоимением «я». Учителя постоянно исправляли красными чернилами те места, где я писал от первого лица. Хуже того, когда я был ребенком, меня учили не показывать свои чувства, поскольку это не по-мужски, якобы всякое проявление чувств — признак слабости. И хотя я от этого стараюсь избавиться, но мне до сих пор трудно признаваться в том, что я конкретно чувствую.

Ученики будут воспринимать учителя как обычного человека, если он будет легко делиться своими чувствами, если он сможет показать себя человеком, способным на чувства — разочарование, обиду, гнев, страх. Ученики будут относиться к нему как к реальному человеку со всеми его слабостями.

Многие учителя в этом видят для себя угрозу. Ведь разрушается тот образ, который они считают обязательным для себя — этакий памятник божественной непогрешимости и невозмутимости. Они боятся, что ученики перестанут их уважать. Ты-сообщения кажутся таким учителям более уместными, поскольку позволяют скрывать свои чувства и перекладывать вину на учеников.

Мы часто просим учителей во время занятий на наших курсах перечислить имена их собственных учителей. Как правило, эти пункты в анкете остаются незаполненными. Но как можно забыть человека, вместе с которым было проведено не менее тысячи часов? Один из ответов сводится к тому, что с этими людьми им не удалось установить близких человеческих отношений. Забытый учитель не ощущался реальным человеком.

Я-сообщения устанавливают определенную близость. Они представляют учителя как искреннего человека, с которым у учеников могут быть значимые отношения.

Один учитель, просматривая список своих бывших учителей, сказал:

Я никогда не забуду учительницу Миллер. Она была такой искренней с нами, никогда не притворялась и никогда не хотела нас унизить. Она любила говорить: «Говори то, что имеешь в виду, и имей в виду то, что говоришь». Обучаясь на курсах, я начал понимать, что она, в отличие от других учителей, вместо ты-сообщений использовала я-сообщения. Я любил госпожу Миллер и продолжаю любить.

Как составить я-сообщение

Учителя считают, что пользоваться я-сообщениями довольно трудно. Для того чтобы я-сообщение оказывало наибольшее воздействие на ученика, оно должно содержать три компонента.

Прежде всего, ученик должен узнать, что именно создает проблему для учителя. Если ученик будет знать о том, что заставляет учителя вступить с ним в конфронтацию, то высказывание подействует намного эффективнее. Описание (характеристика) неприемлемого поведения, не содержащее отрицательной оценки и ни в чем не обвиняющее ученика, — хорошее начало я-сообщения:

•     «Когда я обнаружил бумагу на полу...»

•     «Когда в классе так шумно...»

•     «Когда меня прерывают во время объяснения...»

Заметим, что все эти высказывания появляются по следам поведения ученика (или учеников), которое вызвало озабоченность учителя.

Иногда недовольство учителя вызывает совершенно определенное поведение, и тогда произносится местоимение «ты». Однако, в отличие от ты-сообщений, такие сообщения не содержат обвинения, оценку, готовое решение или морализацию:

•     «Когда ты прыгаешь...»

•     «Когда ты толкаешь Джонни на игровой площадке...»

•     «Когда ты прерываешь меня...»

Каждый репортер знает разницу между сообщением фактов и написанием передовицы, в которой содержится оценка. Правильное я-сообщение — это сообщение о факте без анализа. Почувствуйте разницу, которая возникает, когда в описание вкрадывается оценка:

•     «Когда вы безразличны друг к другу...»

•     «Когда вы оставляете за собой грязь и беспорядок...»

•     «Когда ты задираешься...»

Заметьте, что каждое правильное я-сообщение начинается с «когда». Важно, чтобы ученик знал: у вас появляются проблемы именно в те моменты, когда он ведет себя определенным образом. Вы ведь расстраиваетесь не всегда, а только тогда, когда сталкиваетесь с совершенно конкретным поведением или ситуацией. Это помогает ученику понять, что вы обращаете внимание на конкретные ситуации или поведение, а не вообще на него.

Второй компонент трехчастного я-сообщения описывает, как (чем именно) мешает учителю поведение, о котором сообщается в первом компоненте высказывания:

•     «Когда в классе так шумно (описание без осуждения), я не слышу, что каждый из вас говорит... (существенное воздействие)».

•     «Когда ты прерываешь меня (описание без осуждения), я теряю мысль и забываю то, что говорила... (существенное воздействие)».

Под словами «существенное воздействие» мы понимаем случаи, когда воздействие определенного поведения на учителя совершенно очевидно. Большинство учеников не хотят, чтобы их считали «плохими». Большинство учеников хотят, чтобы учителя их любили. Но при этом они часто даже не подозревают, как их поведение сказывается на учителях. Они отстаивают свои интересы и не понимают, что их поведение может создавать проблемы для других людей. Когда им говорят о том, как их поведение мешает учителю (влияет на его поведение), их самая распространенная реакция бывает такой: «Извините, я не знал...» Но если ученик понимает (или признает), что его поведение представляет (или может представлять в будущем) реальную проблему для учителя, у него появится весомый мотив вести себя иначе.

Учителям иногда бывает непросто вставить второй компонент в я-сообщение — ведь они привыкли к другому стилю общения. В течение длительного времени они привычно отправляли сообщения, направленные на изменение поведения, — даже в тех случаях, когда это поведение никак на них не сказывалось. Ведь учителя заранее имеют четкие представления о том, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, — даже в тех случаях, когда поведение учеников не оказывает на них никакого воздействия. Например: «Терпеть не могу, когда ты шмыгаешь носом!»

Следовательно, чтобы я-сообщение достигло успеха, учитель должен уметь делить поведение учеников на две категории: то, которое влияет на него существенным образом, и то, которое никак не влияет. Мы говорим учителям, чтобы они ожидали результатов только от я-сообщений, относящихся к поведению первой категории. Люди, в том числе и ученики, редко меняют свое поведение, если оно не оказывает существенного нежелательного влияния на других людей.

Третьим компонентом я-сообщения следует характеризовать чувства, возникающие у учителя в связи с существенным воздействием на него поведения ученика:

Когда ты не выполняешь домашние задания (характеристика поведения), мне приходится дольше объяснять во время урока (существенное воздействие), и из-за этого я начинаю нервничать (чувство).

Учитель сообщает о том, что поведение ученика влияет на него (отнимает у него время) и это влияние порождает у учителя чувство недовольства. Последовательность (поведение-влияние-чувство) сообщает о причине возникновения чувства, а не о вине ученика.

Такая логическая последовательность важна, но не обязательна. Весьма высока вероятность того, что я-сообщение с любым порядком компонентов (или даже при одном отсутствующем компоненте) будет услышано и адекватно воспринято учениками. Дело в том, что я-сообщение всегда предпочтительнее, чем обвинительное ты-сообщение или косвенное высказывание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...