Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему бесполезны косвенные высказывания




В категорию косвенных высказываний входят: шутки, сарказм, уход от темы, переключающие внимание комментарии:

•     «Даже не предполагал, что ты выключишь сотовый до конца занятий».

•     «Давайте подождем, пока наш юный комедиант не закончит свое представление».

•     «И когда тебя успели назначить директором школы?»

•     «Надеюсь, когда ты вырастешь и станешь учителем, у тебя будет сотня таких учеников!»

Учителя часто прибегают к косвенным высказываниям, поскольку знают, что высказывания, предлагающие решения, и обидные высказывания сопряжены с большим риском. Они почти всегда уверены, что ученики поймут смысл косвенного высказывания. Поэтому (в отличие от предлагаемых решений и обидных высказываний) учителя склонны прибегать к ним довольно часто.

Однако, несмотря на собирательное мнение учителей, такие высказывания редко достигают цели. Косвенные высказывания часто остаются непонятыми. Но даже когда ученики их понимают, они порой делают вывод, что учитель говорит с ними неискренне. Ведь идея косвенного высказывания такова: «Я к тебе обращаюсь с косвенным высказыванием, потому что прямое высказывание тебе может не понравиться. Слишком рискованно начинать с тобой открытый, искренний разговор». Ученики видят во всем этом желание манипулировать ими и все косвенные высказывания учителя рассматривают как попытку «нежно» повлиять на их поведение.

Вы, наверное, уже поняли, что типы неэффективных конфронтационных высказываний соответствуют двенадцати барьерам, рассмотренным в третьей главе. Они так редко позволяют изменить поведение учащихся в лучшую сторону, что их в этом качестве использовать бессмысленно и даже вредно — есть риск, что в результате отношение учеников к самим себе и к вам только ухудшится.

Ниже мы продемонстрируем, как вступать в конфронтацию с учениками таким образом, чтобы не повредить отношениям с ними и, главное, чтобы они изменили свое поведение.

Сравнение ты-сообщений и я-сообщений

Учителя обычно удивляются, когда обнаруживают, что почти все их конфронтационные высказывания относятся к высказываниям типа «ты бы», например: «Выбрось мусор из урны».

•     «Ты бы прекратил!» (приказание)

•     «Или ты успокоишься, или...» (предупреждение)

•     «Ты бы лучше учился!» (морализация)

•     «Ты попробуй и у тебя получится!» (логические рассуждения)

•     «(Ты) делай так, как я показал» (предложение решения, приказ).

•     «Ты рассуждаешь по-детски» (критика).

•     «Ты ведешь себя, как ребенок» (уподобление).

•     «Ты пытаешься поквитаться» (анализ).

•     «Ты же всегда хорошо учился!» (положительная оценка)

•     «Завтра тебе будет лучше» (попытка подбодрить).

•     «Почему ты это сделал?» (вопрос, связанный с выяснением обстоятельств).

•     «(Ты) еще один Альберт Эйнштейн!» (сарказм)

Ни одно из этих ты-сообщений не содержит информации об учителе — все внимание концентрируется на ученике. Если бы учитель сказал что-нибудь о том, как он воспринимает поведение ученика и как оно мешает ему, это высказывание сразу превратилось бы в я-сообщение.

•     «Разве я смогу работать среди разбросанного мусора?»

•     «Я уже устала от этого шума!»

•     «Мне не нравится, когда в классе кто-то начинает командовать!»

В чем ошибка ты-сообщений

Предположим, вам не нравится то, что один из ваших лучших учеников постоянно вас прерывает, когда вы индивидуально работаете с учениками, плохо решающими примеры на дроби. Его поведение создает для вас проблему, и у вас возникает раздражение.

Чтобы передать свое чувство ученику вы, возможно, закодируете его таким образом, что оно превратится в ты-сообщение, как это показано на рисунке.

Но если вы выбрали код, который точно соответствует тому, что происходит внутри вас, то у вас обязательно получится я-сообщение, которое будет начинаться со слов, например, «Я расстроена».

Когда вы делаете ты-ориентированное высказывание, вы, в сущности, обвиняете ученика и освобождаете себя от ответственности за возникшее у вас чувство раздражения. При этом заметим, ты-сообщение довольно невнятно отражает то, что происходит внутри вас.

Четким кодом, отражающим ваше собственное состояние, всегда будет я-сообщение: «Мне тяжело работать с классом, когда меня так часто прерывают». Такое высказывание передает именно то, что ощущает учитель, тогда как ты-сообщение представляет собой отрицательное суждение об ученике, и не более того.

Два следующих рисунка иллюстрируют ситуацию.

На этом рисунке отображено, как ученики воспринимают ты-сообщения, — в них они почти всегда видят отрицательную оценку своего поведения.

А этот рисунок демонстрирует, как декодируется я-сообщение, посланное учителем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...