Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К чему приводят неэффективные конфронтации




Слово «конфронтация» выбрано нами не случайно. Оно отражает активную позицию — пойти на конфронтацию ради отстаивания своих прав всегда требует смелости. Конфронтация — это поведение, мотивированное самосохранением, акт необходимого эгоизма в самом непосредственном смысле этого слова.

На наших курсах инструкторы знакомят учителей с типичными вариантами недопустимого поведения учеников и предлагают им ролевую игру, суть которой в конфронтации с такими учениками. Большинство сразу прибегает к конфронтационным высказываниям, которые с высокой степенью вероятности приводят к следующим результатам:

· ученик сопротивляется любым изменениям;

· ученик думает, что учитель принимает его за тупицу;

· ученик решает, что учитель не воспринимает его личные чувства и интересы;

· ученик ощущает вину, стыд или замешательство;

· ученик считает, что учитель покушается на его личное достоинство;

· ученик замыкается в себе и переходит в оборону;

· ученик копит злость и хочет отомстить учителю; ученик опускает руки.

Конечно, учителя не заинтересованы в таких результатах. Чаще всего они говорят, что просто хотели отстоять свои интересы. Они даже не думают обо всем спектре воздействия, которое оказывают их высказывания на учеников, поскольку обычно повторяют то, что когда-то слышали сами от своих родителей и учителей.

Обычно высказывания вступающего в конфронтацию с учениками учителя можно разделить на три общих категории:

· высказывания, предлагающие решение проблемы;

· обидные высказывания;

· непрямые высказывания.

Почему высказывания, предлагающие решение проблемы, не дают результатов

Предлагая решение проблемы, учитель ожидает, что ученик начнет себя вести должным образом.

Слушатели наших курсов, когда их попросили вспомнить, как учителя вступали с ними в конфронтацию, сообщали, что обычно те настаивали на собственных решениях. Они вспоминали, сколь отрицательно воздействовали на них высказывания, предлагающие решение проблемы. Вот что рассказал один из учителей:

Мои учителя всегда командовали мной, грозили отправить к директору или вызвать родителей. Я ненавидел это. Иногда я «плохо себя вел», чтобы просто посчитаться с ними. Я пробирался в класс, чтобы склеить страницы журнала или сделать еще какую-нибудь гадость. Понимаете, я до сих пор считаю, что многие из них заслуживали такого отношения.

Другой учитель вспомнил:

Я всегда чувствовал себя глупцом или хулиганом, когда учителя кричали на меня. Мне оставалось либо полностью подчиниться и быть таким, как им хотелось, либо превратиться в нарушителя дисциплины.

Стоит ли удивляться, что эти учителя невольно копировали этот стиль общения. Реакцию их учеников можно предугадать без труда.

Существует пять типов высказываний, предлагающих решение проблемы:

1.    Приказ, команда, распоряжение: «Немедленно выплюнь жвачку!», «Сию же минуту сядь!».

2.    Предупреждение, угроза: «Если ты не встанешь в строй, то будешь здесь стоять целый день!», «Еще раз так сделаешь, и останешься после школы!».

3. Морализация, увещевания: «Лучше бы вы учились, чем так шалить!», «Четвероклассникам пора знать, что можно и что нельзя!».

4.    Призывы к здравому смыслу, приведение примеров: «Вы никогда не закончите работу, если будете так лениться!»,

«Книжки нужно читать, а не рисовать в них!».

5.    Советы, решения, предложения: «На твоем месте я бы вернулся к работе», «Этим нужно заниматься на большой перемене, а не на уроке».

Создается впечатление, что учителя порой превращаются в автоматы по даче советов. Сравнение с автоматом неслучайно, поскольку учителя «запрограммированы» на такое поведение своими родителями и учителями.

Для большинства учителей высказывание, содержащее решение, — это самый быстрый и эффективный способ обеспечения собственных интересов. Жаль только, что эффективность кажущаяся, — такие высказывания часто не достигают цели. И даже если цель достигнута, впоследствии за это приходится платить слишком дорогую цену, поскольку в каждом высказывании, предлагающем решение, есть скрытое обращение к ученику: «Ты слишком глуп, чтобы понять, как нужно действовать самому». Ученики такое обычно не забывают.

Высказывания, подсказывающие решения, содержат и другие неявные сообщения: «Здесь я главный», «Ты изменишь свое поведение, потому что я так сказал» и т. п. Нет ничего удивительного в том, что такие высказывания ученики встречают в штыки.

Единственное, на что может надеяться учитель, — это слепое повиновение и положительное изменение поведения на отрицательном эмоциональном фоне. Ученик может выплюнуть жвачку, как ему было приказано, но в следующий раз будет жевать ее так, чтобы учитель не заметил.

Как и другие формы неэффективной конфронтации, которые мы рассмотрим, высказывания, подсказывающие решение, всегда содержат информацию об ученике, но никогда — об учителе. У ученика нет возможности узнать, как его поведение влияет на учителя. Он знает одно: учитель решил, что ему следует изменить поведение определенным образом. В такие моменты ученики обычно могут сделать неверный вывод об учителе — он, мол, несправедлив, безучастен, предвзят, выпендривается, строит из себя начальника, хочет показать свою власть и так далее. При таких мыслях у ученика никогда не будет мотивации принимать во внимание нужды учителя. Наоборот, появится желание выстроить оборону, чтобы отбить все последующие попытки учителя навязать свое решение.

Почему обидные высказывания не дают результатов

Еще хуже, когда высказывания учителя унижают ученика, оспаривают его самостоятельность или наносят ущерб его самосознанию. В обидных высказываниях обычно содержится оценка, критика, высмеивание и осуждение. Мы разделили их на шесть отдельных категорий:

1.    Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «От тебя все неприятности», «Ты настоящий вредитель».

2.    Интерпретация, анализ, диагноз:

«Ты так себя ведешь, чтобы привлечь внимание».

3. Обзывание, сравнение, высмеивание: «Сегодня вы себя ведете, как дикие животные», «Вы — банда преступников».

4.    Похвала, согласие, положительная оценка: «У тебя такие мозги, что ты можешь стать отличником», «Когда ты стараешься, у тебя все получается».

5.    Ободрение, сочувствие, утешение, поддержка: «Ну что, трудно учиться в такой жаркий день?», «Понимаю, что вечером наши играют, но не нужно забывать, что вы — в школе».

6.    Задавание вопросов, выяснение, допрос, перекрестный допрос: «Почему ты встал со своего места?», «Как ты сдашь экзамен, если все время разговариваешь в классе?»

Эти высказывания перегружены негативными оценками, которые знакомы каждому.

Такие высказывания и тысячи их вариаций ученик слышит ежедневно. Из них ему не понять, что учитель — живой человек со своими потребностями и человеческими чувствами.

Те редкие ученики, которые имеют о себе установившееся положительное мнение, обычно игнорируют обидные высказывания и не меняют своего поведения. Но на большинство учеников такие высказывания действуют отрицательно — они ухудшают их представление о себе.

Итак, обидные высказывания могут быть учеником 1) проигнорированы, 2) восприняты как еще одно доказательство собственной неполноценности. Как бы там ни было, ученик различает в сказанном учителем дополнительный смысл: «С тобой что-то не так, иначе ты бы не создавал мне проблемы». Расшифровав это сообщение, ученик ощущает угрозу и начинает защищаться. Он будет упрямиться, спорить, доказывать неправоту учителя или попытается переложить вину на другого. Многие ученики в качестве защитного приема используют наносное безразличие: «Говорите, что угодно, мне от этого ни жарко, ни холодно». Единственная здоровая реакция ученика на обидное высказывание — это понимание неловкости положения и веселый смех. К сожалению, лишь немногие ученики именно таким образом вступают в конфронтацию с учителем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...