Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что делать с учительскими проблемами
В третьей и четвертой главах мы рассматривали ситуации, в которых проблемы, по принятой нами терминологии, принадлежали ученикам. Для таких ситуаций лучше всего подходит метод активного выслушивания. Он помогает учащимся решать проблемы, но не перекладывает ответственность за них на учителей. Мы подчеркивали, что учителю важно понимать: это не его проблемы. Не менее важно для учителя осознавать свои собственные проблемы. О наличии у учителя проблем говорят ощущения: раздражение, разочарование, негодование, злоба, возбуждение, недовольство. Существуют также физические подтверждения существования проблем в виде нервного напряжения, расстройства желудка, головной боли, неспособности сосредоточиться. Эти ощущения принадлежат учителю. Неспособность справиться с ними приводит к разочарованию и усталости. Вот некоторые ситуации, в которых проблемы принадлежат учителю: • Ученик царапает крышку нового стола. • Несколько учеников прерывают ваш разговор с другим учеником. • Ученик оставил компакт-диск, забыв положить его в футляр. • Ученик часто опаздывает на уроки, чем мешает всему классу. • Ученик портит ватман. • Ученики курили в фотолаборатории. • Ученик отнимает у вас много времени, болтая с другими учениками. • Ученик взял без спроса материалы с вашего стола. • Ученики едят конфеты и разбрасывают по полу фантики. • Ученики говорят так громко, что мешают вашему общению с остальным классом. • Ученик залил краской весь шкаф. • Ученики перешептываются во время ваших объяснений. Эти и сотни других типов поведения реально или потенциально мешают осуществлению законных прав и соблюдению интересов учителя. Никто из учителей не хочет, чтобы столы в классе были поцарапаны, чтобы учебники терялись, чтобы болтали на уроках и т. п. Тем не менее им приходится сталкиваться с сотнями различных типов поведения, которое для них неприемлемо. Неприемлемое поведение, которое существенно мешает работе учителя, невозможно контролировать с помощью метода активного выслушивания. При этом игнорировать его не нельзя. Следовательно, с таким поведением нужно что-то делать. Разницы между действиями учителя, когда проблемы принадлежат учащимся, и действиями, когда проблемы относятся к учителю, иллюстрирует нижеследующая таблица. Решение этих задач требует совершенно противоположных подходов. Смысл таблицы без труда поймет большинство учителей: 1. Сначала необходимо правильно расположить поведение учащегося в соответствующей области «окна поведения». 2. Если оно попадает в область проблем, принадлежащих учащимся, то нужно вести себя как психолог, и наиболее эффективным будет язык приятия. 3. Если оно попадает в область проблем, принадлежащих учителю, то роль психолога будет неуместной, а язык приятия ожидаемого эффекта не принесет. Что делать учителю, если поведение ученика превращается в его проблему? Представим, что имеются три переменных, с которыми вам нужно работать: ученик, среда и учитель. Можно: 1. Попытаться изменить поведение ученика. 2. Попытаться изменить среду. 3. Попытаться изменить учителя, то есть себя. Рассмотрим следующий пример. Учителя часто прерывает ученик, который не может выполнить задание без частых вопросов и подсказок. Это неприемлемо для учителя, и поэтому проблема принадлежит ему. Что он может сделать? 1. Учитель может высказать недовольство и заставить ученика больше себе не мешать (изменение поведения ученика). 2. Учитель может предоставить ученику материалы для проверки задания (изменение среды). 3. Учитель может сказать себе: «Скоро это у него пройдет» или «Я должен уделять ему больше времени, чем другим ученикам» (изменение самого себя.) В этой главе мы затронем только первую тему: изменение поведения ученика. Как изменить классную среду — тема шестой главы. А в десятой главе мы расскажем, как учителю, чтобы решить возникшую проблему, изменить себя. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |