Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.Ю.Лермонтов.«Геройнашеговремени»какпсихологическийроман.




Роман«Геройнашеговремени»можноназватьпервымпсихологическимроманом,потомучтообразПечоринараскрыткаксвнешней,такисвнутренней,психологической,стороны.

Изображаягероя,авторследовалправдежизни,онпоказывал«болезнь»векавхудожественныхобразахичерезизображениесудьбыижизниПечорина.Лермонтовбылтонкимпсихологом,ценителемчеловеческихдуш.Впредисловиикромануонпишет,чтоэто«портрет,составленныйизпороковвсегонашегопоколениявполномихразвитии».

Лермонтовскийроманотличаетсятем,чтовнемнетодногосюжета.«Эпизоды»связаныобразомГригорияПечорина.Повестирасположеныневхронологическомпорядке.

Печорин–человекнезаурядный,ссамобытнымхарактером,натураодаренная.Онотличаетсяотдругихглубокиманалитическимумом.Речьегополнаафоризмов,решительныхиконкретных.ИвсежеПечоринненаходитприменениясвоимнезауряднымспособностям.Онхочетнайтисебедело,новсёэтоприноситокружающимеголюдямнеприятностиистрадания.

Там,гдеПечорин,–разрушение.Печоринеизменноиграет«рольтопораврукахсудьбы»,ноегосамокритичностьнеприноситникакогооблегчения.ОнсталпричинойгибелиБэлы,разрушилжизньконтрабандистов,добилсялюбвиМерииотказалсяотнее,любилВеру,нонесделалеесчастливой,обиделневниманиемМаксимаМаксимыча.

Печорин–нравственныйкалека.Егоактивностьбесплодна.Дажетакиеценныекачестваистороныхарактера,каксилаволи,мужество,находчивость,решительность,неприносятрадости,таккакунегонетвысокойцели.

Печорин–индивидуалистиэгоист.Онживетдлясебя,ничемнежертвуядлядругих.Печориннеспособенналюбовьидружбу.Онневеритвсудьбу,атворитеесамкаквотношениидругих,такивотношениисебя.Вдневникегерояоченьчастоможновстретитьсловаоскуке,готовностиумереть,хотявдушееготаитсяогромнаяжаждажизни.

НаканунедуэлиПечоринспрашиваетсебя:«...зачемяжил?»Этотвечныйвопросзадаетсебекаждыйиневсегдасразуможетнайтиответ.

Печорин–жертваобщества,гдеодаренныеличностизадыхаются,поэтомуЛермонтовнеосуждаетсвоегогероя,предлагаяемусделатьэтосамому,атотсудитнетолькосебя,ноисвоепоколение.


 


А.А.Блок.Темареволюциивпоэме«Двенадцать».

Этоперваякрупнаяпослеоктябрьскаяпоэмаврусскойлитературе.Внейнашлисвоеотражениенетолькореволюционнаясовременность,ноимыслицелогопоколенияинтеллигентов.В«Двенадцати»поэтподнялсякграндиознымсоциальнымобобщениям.

Характернуюособенностьпроизведениясоставляеторганическоеслияниереалистическогоиромантического.Всамомееназваниинамечаетсясвязьслегендойодвенадцатиапостолах,ученикахХриста,шедшихзаним.Нообраздвенадцатиимеетипредельнореалистическийисточник:патруликрасногвардейцевнаулицахПетроградасостоялииздвенадцатичеловек.

Впоэмедостаточномногоразличныхсимволическихобразов.Образывьюги,метели,пурги,ветра,снегапроходятчерезвсюпоэзиюБлока.Вэтихвыраженияхвоплощенымотивыдушевногосмятения,вселенскогокризиса.Ноявленияприродынетолькосоздаютфон,онистановятсядействующимилицами.Образыветра,снежнойбури–символыочистительнойстихии.

Восновепроизведения–революционныйконфликт,борьбастарогоинового.Столкновениенеможетзакончитьсяпримирением–настолькоконтрастныборющиесясилы.Ихнепримиримостьвпоэмеподчеркнутарезкимконтрастом«черного»и«белого».Образысоциальноопределены,каждыйизнихтакилииначевыражаетсвоенеприятиереволюционныхперемен.ОсобеннонепримиримкновомудавнийнедругБлока–либеральныйболтун.

Старыймиристорическиобречен.Егопредставителиизображаютсяавторомиронически.Вихизображенииониспользуетсравнения–броскиеиемкие:

Сюжетвглавахпоэмыразвиваетсяпоследовательно.Двенадцать–врагистарогомира,ноонисамивышлиизегонедр.Поэтсимволическипередаетэтообразомстарогомира–«псабезродного»,которыйнеотстает,аковыляетпозади.

Поэтприветствуетпроисходящее.Онблагословляеточистительнуюсилуогняреволюции.Нозначениереволюциизаключалосьвтом,чтоонаспервыхшаговнетолькоразрушаластарыймир,ноистроилановый.

Поэма«Двенадцать»впервыеврусскойлитературеподчеркнулавселенскийразмахреволюции.Значениепроизведениязаключалосьвтом,чтоБлокпоказалвнем,какреволюцияпробудилавлюдяхвсесамоесветлое.Онвозвысиллюбовьпростогочеловека,изобразилгерояреволюциикакличностьсживымиисильнымичувствами.Вэтомпоэмабылановаторской.


Романкакжанрлитературы.

Рома́н–литературныйжанр,чащепрозаический,зародившийсявсредниевекауроманскихнародовкакрассказнанародномязыкеинынепревратившийсявсамыйраспространенныйвидлитературы,изображающийжизньчеловекасеёволнующимистрастями(напервомпланелюбовь),борьбой,социальнымипротиворечиямиистремлениямикидеалу.Будучиразвернутымповествованиеможизнииразвитииличностиглавногогероя(героев)вкризисный,нестандартныйпериодегожизни,отличаетсяотповестиобъёмом,сложностьюсодержанияиболееширокимзахватомописываемыхявлений.

Таккаксуществуетмножестворазнообразныхпроизведенийэтогожанра,былапринятаихклассификациявзависимостиотнекоторыхспецифическихособенностей.Кнаиболеераспространеннымформамроманаотносятследующие.

Авантюрныйроман.Внемсюжетзакручиваетсявокругприключенийгероев,которыепопадаютвразличныеспецифическиеситуации.

Историческийроман.Кэтойжекатегорииотносятсявсемизвестныеэпопеи.Втакихпроизведенияхавтор,какправило,обращаетсяккакой-либоконкретнойэпохеистремитсяизобразитьсудьбутогоилииногоклассалюдей.

Психологическийроман.Внемнапервыйпланвыходятразмышленияипереживанияглавногогероя(который,какправило,один).Действеннаялиниясюжетаможетприэтомпрактическиотсутствовать.

Сатирическийроман.Каквидноизназвания,вэтойформероманавысмеиваютсяразличныеобщественныеявления.

Реалистическийроман.Произведенияэтойразновидностинаправленынаобъективноеотображениеокружающейдействительности.

Фантастическийроман.Сюдажеотносятсяпроизведениявжанре«фэнтези».Вроманахэтойформыавторсоздаетсобственныймир,вкоторомпроисходитдействие.Этоможетбытькакая-либопараллельнаяреальностьилидалекоемеханизированноебудущее.

Публицистическийроман.Представляетсобойпроизведениепублицистики,созданноеприпомощихудожественныхсредствиснабженноесюжетом.

Этотжанрнеотделимотвремени,вкотороежилисоздавалегоавтор.Итогдастановитсяпонятно,чтороман-этохудожественноеотражениедействительности.


БИЛЕТ№9










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...