Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.И.Куприн.Темалюбви(напримерерассказа«Гранатовыйбраслет»).




УдивительнойсудьбычеловекбылАлександрИвановичКуприн.Многоепозналонвжизниисумелсобственныйжизненныйопытзаставитьслужитьсвоемутворчеству.

СамойпоэтичнойвещьюКупринастал«Гранатовыйбраслет»-рассказонеразделеннойвеликойлюбви,любви,«котораяповторяетсятолькоодинразвтысячулет».

Купринсоздаетнесколькосимволическихобразов,накоторыхстроитсяфундаментповествованияикоторыенесутвсебевесьидейныйсмыслрассказа.

Началорассказаможноназватьпервымсимволом.Описаниепасмурной,сырой,вцеломоченьплохойпогоды,апотомеевнезапноеизменениевлучшуюсторонуимеютогромноезначение.Еслипод«молодыммесяцем»пониматьглавнуюгероинюрассказаВеруНиколаевнуШеину,аподпогодой–всюеежизнь,тополучаетсясерая,новполнереальнаякартина.Переменапогодысимволизируеттусамуювозвышеннуюироковуюлюбовь,окоторойидетречьврассказе.

СледующимсимволомможноназватькнягинюВеруНиколаевну.Купринописываетеекакнезависимую,царственноспокойную,холоднуюкрасавицу.Она,благородная,удивительнаяженщина,символизируетчеловека,достойногонастоящей,«святой»любви.

НемалоезначениеотводитКупрингенералуАносову.ИменноемупредоставленазадачазаставитьВеруНиколаевнуотнестиськлюбвитаинственногоП.П.Ж.болеесерьезно.Своимиразмышлениямиолюбвигенералспособствуеттому,чтобыеговнучкамогласразныхсторонпосмотретьнасвоюсобственнуюжизньсВасилиемЛьвовичем.ГенералАносовсимволизируетмудроестаршеепоколение.Авторомемудовереносделатьоченьважный,имеющийогромноезначениевэтомрассказевывод:вприродеистинная,святаялюбовькрайнередкаидоступнатольконемногимитолькодостойнымеелюдям.ЗавсюжизньАносовневстретилниодногоподобногопримера,ноонпродолжаетверитьввозвышеннуюлюбовьипередаетсвоюуверенностьвнучке.

Причинойскоройразвязкиистории,длившейсяболеевосьмилет,сталподарокнаденьрожденияВереНиколаевне.Вролиэтогоподаркавыступилновыйсимволтойсамойлюбви,вкоторуюверилгенералАносовиокотороймечтаеткаждаяженщина,-гранатовыйбраслет.ОнцененЖелтковутем,чтоегоносилаего.покойнаяматушка,крометого,старинныйбраслетимеетсвоюисторию:посемейномупреданию,онимеетсвойствосообщатьдарпредвиденияносящимегоженщинамиохраняетотнасильственнойсмерти...ИВераНиколаевнавсамомделенеожиданнопредсказывает:«Язнаю,чтоэтотчеловекубьетсебя».Любовь,которуюсимволизируетбраслет,неподчиняетсяникакимзаконамиправилам.Онаможетидтинаперекорвсемустоямобщества:Желтков-толькомелкийбедныйчиновник,аВераНиколаевна-княгиня.Ноэтообстоятельствонесмущаетего,онпо-прежнемулюбитее,отдаваясебеотчеттольковтом,чтоничто,дажесмерть,незаставитутихнутьегопрекрасноечувство.

Ксожалению,значениебраслетаВераНиколаевнапоняласлишкомпоздно.Ееодолеваетбеспокойство,всееемыслиприкованыктомуневедомомучеловеку,которогоонаникогданевиделаиврядлиувидит,кэтомусмешному«ПеПеЖе».КнягинявновьивновьвспоминаетсловагенералаАносоваимучаетсятяжелейшимдлянеевопросом:чтоэтобыло-любовьилисумасшествие?ПоследнееписьмоЖелтковаставитвсенасвоиместа.Онлюбит.Любитбезнадежно,страстноиидетвсвоейлюбвидоконца.ОнпринимаетсвоечувствокакБожийдар,каквеликоесчастье.Ионнепроклинаетсудьбу,ауходитизжизни,уходитсвеликойлюбовьювсердце,уносяеессобойиговорялюбимой:«ДасвятитсяимяТвое!»Иостаетсялюдямтолькосимволэтойпрекраснойлюбвикрасивогочеловека-гранатовыйбраслет.


 


Классицизмкаклитературноенаправление

Классици́зм(отлат.classicus–образцовый)–художественныйстильиэстетическоенаправлениевевропейскойкультуреXVII–XIXвв.

Художественноепроизведение,сточкизренияклассицизма,должностроитьсянаоснованиистрогихканонов,темсамымобнаруживаястройностьилогичностьсамогомироздания.Интересдляклассицизмапредставляеттольковечное,неизменное–вкаждомявлениионстремитсяраспознатьтолькосущественные,типологическиечерты,отбрасываяслучайныеиндивидуальныепризнаки.Эстетикаклассицизмапридаётогромноезначениеобщественно-воспитательнойфункцииискусства.Классицизмустанавливаетстрогуюиерархиюжанров,которыеделятсянавысокие(ода,трагедия,эпопея)инизкие(комедия,сатира,басня).Каждыйжанримеетстрогоопределённыепризнаки,смешиваниекоторыхнедопускается.

Вомногомклассицизмопиралсянаантичноеискусство(Аристотель,Гораций),взявегозаидеальныйэстетическийобразец,«золотойвек».

ОснователемпоэтикиклассицизмасчитаетсяфранцузФрансуаМалерб(1555–1628).

ВРоссииклассицизмзародилсявXVIIIвеке,послепреобразованийПетраI.Ломоносовымбылапроведенареформарусскогостиха,разработанатеория«трехштилей»,котораяявилась,посути,адаптациейфранцузскихклассическихправилкрусскомуязыку.Образывклассицизмелишеныиндивидуальныхчерт,таккакпризванывпервуюочередьзапечатлеватьустойчивыеродовые,непреходящиесовременемпризнаки,выступающиекаквоплощениекаких-либосоциальныхилидуховныхсил.

КлассицизмвРоссииразвивалсяподбольшимвлияниемПросвещения–идеиравенстваисправедливостивсегдабыливфокусевниманиярусскихписателей-классицистов.Поэтомуврусскомклассицизмеполучилибольшоеразвитиежанры,предполагающиеобязательнуюавторскуюоценкуисторическойдействительности:комедия,сатира,басня.Ломоносовсоздаетсвоютеориюрусскоголитературногоязыкасопоройнаопытгреческойилатинскойриторики,Державинпишет«Анакреонтическиепесни«каксплаврусскойреальностисгреческимиилатинскимиреалиями.

ВсвязиспровозглашённымРуссопризывомблизостикприродеиестественностивклассицизмеконцаXVIIIвеканарастаюткризисныеявления;насменуабсолютизацииразумаприходиткультнежныхчувств–сентиментализм.

БИЛЕТ№4

А.С.Пушкин.Мотивылирики.

ЛирикаПушкина–«явлениечрезвычайное»,говорилГоголь,и,восхищаясьмногогранностьюеготворчества,добавлял:«Чтожбылопредметомегопоэзии?Всесталоеепредметом,иничтовособенности».

Действительно,пушкинскоетворчествомногомерноимногообразно,настолько,чтоможновыделитьдостаточномногоосновныхтемимотивовегопроизведений.

«Свобода»дляПушкина–понятиеосновополагающее,иэтатемакраснойнитьюпроходитчерезвсееготворчество,каксоциальный,политическийинравственныйидеалпушкинскойпоэзии:здесьвыделяетсянесколькоболееконкретныхмотивов.

Мотивполитическойсвободы,идеи,близкиевзглядамдекабристов:служениеобщественнымидеалам,осуждениетирании,угнетения(«КЧаадаеву»,«Деревня»).

Мотивличнойсвободызвучитвстихотворениях«Узник»,«Птичка»,гдеромантическийпризывбегстваизмира–«темницы»ижеланиедатьосвобождение«хотьодномутворенью»усиливаетсяобразамиптиц,олицетворяющимиприродноестремлениекволе.

Встихотворении«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет...»яркопроявляетсяещеодинмотивсвободы–уважениеличностидругогочеловека.

Рабствокакпротивопоставлениясвободевыводитсявстихотворении-притче«Анчар».

Свободатворческойличности–важнейшиймотивтемыподнимаетсявстихотворениях«Поэту»

Свободукаквсеобъемлющеепонятие,какосновужизничеловекапоэтрассматриваетвстихотворениях«Пора,мойдруг,пора...»,«Покойиволя».

Впроизведениях«Кавказ»,«Осень»отраженмотивлюбвикроднойприродекаквыражениелюбвикРодине.

Мотивслуженияобщественнымидеаламкакпроявлениегражданскойпозиции–встихотворениях«КЧаадаеву»,«Кинжал».

Встихотворениях«КлеветникамРоссии»,«Япамятниксебевоздвигнерукотворный...»Пушкинприводитсвоиполитическиеидеалы,любовькотечествуиготовностьслужитьему.

Темадружбы:стихотворениявчестьлицейскихгодовщин(19октября),посланияктоварищам-лицеистам:«19октября»,«И.И.Пущину»иобращенныекдекабристам,смногимиизкоторыхПушкинбылвдружескихотношениях,–«Арион»ипослание«КЧаадаеву».

Темалюбвинашласвоевоплощениевстихотворениях«Хранименя,мойталисман...»,«К***»,«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет…»

ТеманазначенияпоэтаиегопоэзиинаравнестемойсвободойглавенствуетвтворчествеПушкина:высокоепредназначениепоэзиислышитсявстихотворениях«Поэт»,«Пророк».

То,чтопоэтявляетсявысшимсудьейдлясвоихпроизведений–важныймотивтемыпредназначенияпоэтаиегопоэзии.Пушкинрассуждаетосвободепоэтическоготворчества,осложныхвзаимоотношенияхпоэтасвластью,снародом,счернью:«Поэтитолпа»,«Эхо».

ФилософскаялирикаПушкина:«Анчар»,«Бесы»–размышленияпоэтанадобщефилософскимипроблемами.

МотивсмертивлирикеПушкина-это«пирвовремячумы»:всегдаодновременнокто-нибудьпирует,икто-нибудьумирает,цепьжизнь-смертьнепрерывна:«Этачернаятелегаимеетправовсюдуразъезжать».Инаодномизэтихпразднеств,окаймленныхчернойсмертью,Пушкиннаднеюсмеется,дерзновеннославитЦарствиечумыираскрываетглубиныобезумевшегосердца:

ПоэтическиестрокиПушкинавсегдапредполагаютбесконечноемножествоосмыслений.Перечитывая,каждыйразпо-новомупонимаешьихсодержание.

ВсяпоэзияПушкинаявляетсяоправданиемБога,творца,оправданиемдобра.Иэтоееназначениесказываетсяивсамойформе,всамихзвукахегостихотворений.Нетолькоопределенныесюжетыиобщийстройегопесен,ноисамионикакпесни,дажеотдельныетонаих,ласкающиесердце,ужепримиряютсприродойижизнью.Пушкин«виделивнимал»всюокружающуюжизнь.Егопроизведенияименнопоэтомутакблизкимногимчитателям.Онсмог«жить,чтобмыслитьистрадать»,и,читаяегостроки,мымыслимистрадаемвместесПушкиным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...