Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Н.В.Гоголь«Мёртвыедуши».Чичковвсистемеобразовпоэмы.
ОбразЧичиковаПавлаИвановича–этосамаяудачнаяизгоголевскихкарикатур.ВнаследствоотобедневшегодворянинаПавлуИвановичудосталосьнемногомедиинаставлениехорошоучитьсяивсемугождать,аденьгиберечьикопить.Отсутствиевзавещаниивысокихсловодолге,честиидостоинствеонвоспринялбуквально.Даисамажизньвскореподтвердила,чтоэтипонятияникчемухорошему(вегопонимании)неприводят.Вучилищезнания,поведение,почтительностьПавлушивызывалилишьодобрениеипохвалу.Поступивпослеучебывказеннуюпалату,онпродолжаетугождатьсвоемуначальнику,оказыватьзнакивниманияегодочери.Такоежеповедениехарактернодлянеговлюбойобстановке.ПостепенноПавелИвановичстараетсянеслышатьтихийголоссовести,своесчастьестроитначужомнесчастье. Орудия,которыеумелоиактивнопускаетвходЧичиков,–этомахинациииобман,воровствоизказны,оскорбление,взяточничество.Постоянноенакопительство,приобретениестановятсясмысломжизнидляглавногогероя.ИвтожевремяденьгидляЧичикованужнынерадинихсамих.Онислужатсредствомдостиженияблагополучнойжизниегосемьи.ОбразЧичиковарезкоотличаетсяотдругихперсонажейцелеустремленностьюисилойхарактера. Чичиковвпоэме«Мертвыедуши»непохожнавсехисвоейактивностью,деятельностью,предприимчивостью.ЕмунесвойственнывитаниевоблакахМаниловаинаивностьКоробочки.ЕгонельзясравнитьсоскрягойПлюшкиным,ноибеспечноерасточительствоНоздрёватоженедлянего.ПредприимчивостьэтогогероядалекаотделовитостиСобакевича. ОбразЧичикованевероятномногогранен.Людей,подобныхему,оченьтрудносразуразгадать.Чичиковсумелпонравитьсябольшинствужителейгорода,кактольковнемпоявился.Онсумелпреподнестисебякакчеловекасветского.Вовремяразговораоннаходитключикккаждому,вкомзаинтересован.НичегонестоитдляЧичиковаперевоплотиться,изменитьманеруповеденияиприэтомнезабытьособственныхцелях.Егоспособностьприспосабливатьсяккаждомупростоудивительна.КогдаПавелИвановичторгуетсясМаниловым,онпроявляетделикатность,чувствительностьипредупредительность.АвотсКоробочкой,наоборот,ведетсебянапористо,грубо,нетерпеливо.Онпонимает,чтоПлюшкинаоченьлегкоуговорить,сСобакевичемнадоговоритьделовито. ОбразЧичикова–этоиестьпримерторгашаипредпринимателя,человекановоготипа,которогоГогольопределилподлой,«мертвойдушой». В.В.МаяковскийСатирическиепроизведения. СатирическиепроизведенияВ.Маяковскийсоздавалнавсехэтапахсвоеготворчества.Известно,чтовранниегодыонсотрудничалвжурналах«Сатирикон»и«Новыйсатирикон».ВраннейпоэзииВ.Маяковскогосатирапродикᴛᴏʙанапреждевсегопафосомантибуржуазности. ВпоэзииВ.Маяковскоговозникаеттрадиционныйдляромантическойпоэзииконфликттворческойличности,авторского«я»–бунт,одиночество,желаниедразнить,раздражатьбогатыхисытых,инымисловами,эпатироватьих.Важнопонимать–длятогдашнейпоэзиинаправления,ккоторомупринадлежалмолодойавтор,–футуризма–этобылотипично.Чуждаяобывательскаясредаизображаласьсатирически.Поэтрисуетеёкакбездуховную,погруженнуювмирнизменныхинтересов,вмирвещей. УжевраннейсатирическойпоэзииВ.Маяковскийиспользуетвесьарсеналхудожественныхсредств.Так,ониспользуетирониювсамихназванияхцелогорядапроизведений,которыепоэтобозначилкак«гимны»:«Гимнсудье»,«Гимнученому»,«Гимнкритику»,«Гимнобеду».Какизвестно,гимн-этоторжественнаяпеснь.ГимныжеМаяковского-этозлаясатира.Егогерои–этосудьи,унылыелюди,которыесаминеумеютрадоватьсяжизниизавещаютэтодругим. СвоеобразнымповоротныммоментомвсатирическомтворчествеВ.Маяковскогосталасочиненнаяимвоктябре1917годачастушка: «Ешьананасы,рябчиковжуй, Деньтвойпоследнийприходит,буржуй». Здесьещеираннийромантическийпоэт,иВ.Маяковский,поставившийсвоетворчествонаслужбуновойвласти.Этиотношения-поэтиноваявласть–складывалисьдалеконепросто,этоотдельнаятема,нооднонесомненно–бунтарьифутуристВ.Маяковскийискреннеповерилвреволюцию. СатирическаянаправленностьпоэзииВ.Маяковскогоменяется.Впервуюочередь,еёгероямистановятсяврагиреволюции.Этатеманадолгиегодысталаважнойдлялирика,онадалаобильнуюпищуеготворчеству.Комногимстихотворениямпоэтаприлагалисьрисунки,вернее,тоидругоесоздавалоськакединоецелое.В«ОкнахРОСТА»В.Маяковскийиспользуеттакиесатирическиеприёмы,какгротеск,гипербола. КновойжизниМаяковскийпредъявляетмаксималистскиетребования,поэтомумногиеегостихисатирическипоказываютеёпороки.Так,большуюизвестностьприобрелисатирическиестихотворенияВ.Маяковского«Одряни»,«Прозаседавшиеся».Последнеесоздаетгротекснуюкартинутого,какновыечиновникибесконечнозаседают,хотянафонетого,чтомызнаемодеятельноститогдашнихвластейвРоссии,этаихслабостьвыглядитдовольнобезобидно.В«Прозаседавшихся»возникаетгротескнаякартина.Втом,чтосидят«людейполовины»,нетолькореализацияметафоры-людиразрываютсяпополам,чтобывсеуспеть,–ноисамаценатакихзаседаний.Встихотворении«Одряни»кВ.Маяковскомусловнобывозвращаетсяпрежнийантиобывательскийпафос.Достаточнобезобидныедеталибытавродеканарейкиилисамовараприобретаютзвучаниезловещихсимволовновогомещанства.Вфиналестихотворениявозникаетгротескнаякартина–традиционныйдлялитературыобразоживающеᴦᴏпортрета,наэᴛоᴛразпортретаМаркса,которыйвыступаетсдовольностраннымпризывомсвернутьголовыканарейкам.Понятенэтотпризывтольковконтекстевсегостихотворения,вкоторомканарейкиприобрелистольобобщенноезначение.МенееизвестнысатирическиепроизведенияВ.Маяковского,вкоторыхонвыступаетнеспозициивоинствующейреволюционности,аспозицийздравогосмысла.Одноизтакихстихотворений–«СтихотворениеоМясницкой,обабеиовсероссийскоммасштабе».Здесьреволюционноестремлениекглобальнойпеределкемираприходитвпрямоепротиворечиесобыденнымиинтересамирядовогочеловека.Бабе,которой«грязьюобдалорыло»нанепролазнойМясницкойулице,нетделадоглобальныхвсероссийскихмасштабов.ВэтомстихотворенииможновидетьперекличкусполнымиздравогосмысларечамипрофессораПреображенскогоизповестиМ.Булгакова«Собачьесердце».ТакимжездравымсмысломпронизанысатирическиестихиВ.Маяковскогоострастиновыхвластейктому,чтобывсемивсемудаватьименагероев-так,встихотворении«Ужасающаяфамильярность»появляютсяпридуманныепоэтом,новполнедосᴛᴏʙерные«ГребенкиМейерхольд»или«СобакаимениПолкан» СатирическиестихиВ.Маяковскогосовременнозвучатисегодня. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |