Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М.Ю.Лермонтов.Мотивылирики.
ВпроизведенияхМихаилаЮрьевичаЛермонтовачитательможетуслышатьисповедьэтоговеликогочеловека,потомучтовсестихотворенияявляютсяличнымиисториями,которыедовелосьпережитьпоэту,внихскрываетсяегодушаичувства. ОсновныемотивылирикиМ.Ю.Лермонтова–этоодиночествоитоска,потомучтоеготалантрасцвелвовремяразгромадворянскойреволюции,когдановоепоколениеборцовещенеуспелопоявиться.Поэтвсегдаверилвсилусвоегонарода,иэтопомогалоемужитьитворить. ОсновныетемылирикиЛермонтова–этоненавистьксамодержавиюипрезрениекмолодомупоколению.Писательпрезиралсвоихсовременниковзаузостьмышления,инертность.Дажесамыеумные,образованныеиталантливыепредставителитойэпохинезнали,вкакоеруслонаправитьсвоиумения,поэтомумногиеизнихстали«лишнимилюдьми»,безразличнымиковсему,чтотворитсяунихпередглазами.МихаилЮрьевичдажеустроилгражданскийсамосуднадсвоимисовременникамивстихотворении«Дума». ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяненавистногоцарскогорежима.Свойпервыйпротестпоэтвыразилвстихотворении«Смертьпоэта»,вкоторомонпризываеткотмщеньюзагибельвеликогописателя,всмертикоторогообвиняетсуществующийрежим. ВомногомосновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяинеобъятнойотчизныписателя.Стихотворения«Бородино»,«Родина»раскрываютистинноеотношениепоэтаксвоейстранеинароду.МихаилЮрьевичлюбитРоссиюособеннойлюбовью,искреннейичистой. Поэтсособымтрепетомотноситсякприроде,ноещебольшеонвосхищаетсяпростымикрестьянами,привидеэтихтружениковегосердценачинаетрадостнобиться,наполняетсявесельемилюбовью. ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтоватакжекасаютсяпредназначенияпоэта,егомиссиивобществе.Ониполностьюраскрываютсявстихотворениях«Пророк»и«Поэт».Авторсравниваетпоэтаскинжалом,темсамымутверждая,чтословамогутбытьсерьезныморужием.Нобедавтом,чтовXIXвекеэтотсамыйкинжалпревратилсявзолотуюигрушкудлязабав. ВстихахЛермонтованикогданеслышалосьотчаяния,оннепокорялсясудьбе.Писателюприсущтихий,грустныйзовуставшегоборотьсячеловека,новсежевбольшинствепроизведенийчувствуетсямятежныйдух. М.А.Булгаков«Собачьесердце».ЭкспериментпрофессораПреображенского. Повесть«Собачьесердце»раскрываетпередчитателемтайныеструны,потаенныеуголкисуществованиямосквичейвначале20-хгодовXX-говека.Булгаковдоказывает,чтопреобразованиеобщественностроястраны–этонасилиенадприродойжизниисамойэволюцией.Дляэтогоонприводитисториюотом,какизсобакисделаличеловека.Такаяметафоранемогланепрочитатьсяинестатьосознаннойкаксовременниками,такинами,потомками. ДокторБорментальназываетпрофессораПреображенского,чейскальпель«вызвалкжизниновуючеловеческуюединицу»,творцом.Этословоимеетнетолькоконкретно-бытовое,ноиобщекультурноезначение. Преображенскийпосягнулнарольсоздателя,Господа.Онпренебрегзаконамиэволюциии«создал»человека,проведячудовищныйэксперимент.Все,чтопроисходиловэтотпериодвРоссии,воспринималосьБулгаковымименнокакэксперимент,грандиозныйпомасштабамиболеечемопасный.Вповестиавторвыражаетсвоеотношениекэтойситуации. Профессор,безусловно,светилонауки.Оннасамомделесделалуникальнуюоперацию,пересадивпсучеловеческийгипофиз,темсамым«очеловечив»его.СамПреображенский,оцениваяплодысвоегоопыта,считаетегонеудачным.Нонеснаучной,асобщечеловеческойинравственнойточекзрения,таккакбылинарушеныестественныезаконыжизни.Песстановитсячеловеком,ноегопоступкиопределяютгены,полученныеотпьяницыихамаКлимаЧугункина.Шариковсталвоплощениемвсехстрашныхчертрусского«пролетариата». Шариковсталопасностью,угрозойдлякультуры,несятообщественноеявление,котороеноситзловещееназвание«разруха».НоПреображенскийпонялэтопослетого,когдаужесталослишкомпоздно… Профессорпризнаётсвоюошибкуивсе«возвращаетнаместа».Шариковаудалосьвернутьвестественное,четвероногое,состояние. То,чтослучилосьсШариком,былонеожиданностьюдлявсехи,впервуюочередь,дляпрофессора.Оннезнал,какуправлятьновоявленнымсуществом,каксделатьегохотябыбезопаснымдляокружающих. АналогияБулгаковапрозрачна.Дворянеидругиеобразованныелюдихотелипроизвестиреволюцию–экспериментнадпролетариатом.Оегопоследствияхонинедумали.Поэтому,когдаполучившийсямонстрсталнеуправляемым,впервуюочередьотнегопострадалиегожесоздатели. Лирикакакродлитературы. Ли́рика–родлитературы,воспроизводящийсубъективноеличноечувство(отношениекчему-либо)илинастроениеавтора.ПословарюОжегова,лиризмозначаетчувствительностьвпереживаниях,внастроениях,мягкостьитонкостьэмоциональногоначала.Влирикувходят:стихотворение,романс,послание,элегия.Истокилирикилежатвумениипевцапередатьнастроение,эмоциювокалом,интонацией,словомирифмой. ЛирическоенастроениевдохновляетрусскихпоэтовначалаXIXвека–В.А.Жуковского,К.Ф.Рылеева,А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова. Лиризмпроникаетвовсеродыпоэзии,дажевповествовательныепоэмы.«ПесньоКолоколе»,«Цыганы«,«Кавказскийпленник«носятлирическийотпечаток.Формалирикистановитсясвободнойиподчиняетсятольковнутреннимэстетическо-психологическимзаконам.Лирическиепьесыромантическогопериодаисовременнойлирикиназываютсяпростостихотворениямиичащевсегонеподходятнипододнуизтрадиционныхформ. Специальноразрабатываласьромантикамибаллада,сюжетыкоторойберутсяилиизсредневековья,илиизсовременногонародногобыта. Русскаябалладаначаласьспереводной,как,например,уЖуковского,нопозднееприобреланациональныйхарактер,например,уПушкина,уТолстого.Таковединственныйопределённыйвидромантическойлирики;остальнаялирикаромантиковлучшевсегоможетбытьподразделенаповнутреннемусодержанию–настихотворения,посвящённыеизображениючувства,восприятияилиидей.Перваягруппавключаетвсебянаиболеесубъективныепьесы,напримерлюбовные. Кстихотворениям,отвечающимвосприятию,принадлежатпреждевсегоописанияприроды.Стихотворенияописательногохарактерачастосовпадаютсизображающимиличноенастроениепоэта,ночастоограничиваютсячистоописательнымицелями. Последнийотделлирическойпоэзии,идейный,воспроизводиткакую-либофилософскую,политическуюилисоциальнуюмысль.Вромантическийпериодевропейскаялирикадостигласвоеговысшегосовершенства;носкоронасменуромантизмупришлореалистическоенаправление,исэтоговременипоэзияперестаётбытьпопреимуществулирической.Напервыйпланвыступаютболееобъективныевидыпоэтическоготворчества:роман,повестьипр.
БИЛЕТ№8 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |