Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.Ю.Лермонтов.Мотивылирики.




ВпроизведенияхМихаилаЮрьевичаЛермонтовачитательможетуслышатьисповедьэтоговеликогочеловека,потомучтовсестихотворенияявляютсяличнымиисториями,которыедовелосьпережитьпоэту,внихскрываетсяегодушаичувства.

ОсновныемотивылирикиМ.Ю.Лермонтова–этоодиночествоитоска,потомучтоеготалантрасцвелвовремяразгромадворянскойреволюции,когдановоепоколениеборцовещенеуспелопоявиться.Поэтвсегдаверилвсилусвоегонарода,иэтопомогалоемужитьитворить.

ОсновныетемылирикиЛермонтова–этоненавистьксамодержавиюипрезрениекмолодомупоколению.Писательпрезиралсвоихсовременниковзаузостьмышления,инертность.Дажесамыеумные,образованныеиталантливыепредставителитойэпохинезнали,вкакоеруслонаправитьсвоиумения,поэтомумногиеизнихстали«лишнимилюдьми»,безразличнымиковсему,чтотворитсяунихпередглазами.МихаилЮрьевичдажеустроилгражданскийсамосуднадсвоимисовременникамивстихотворении«Дума».

ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяненавистногоцарскогорежима.Свойпервыйпротестпоэтвыразилвстихотворении«Смертьпоэта»,вкоторомонпризываеткотмщеньюзагибельвеликогописателя,всмертикоторогообвиняетсуществующийрежим.

ВомногомосновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяинеобъятнойотчизныписателя.Стихотворения«Бородино»,«Родина»раскрываютистинноеотношениепоэтаксвоейстранеинароду.МихаилЮрьевичлюбитРоссиюособеннойлюбовью,искреннейичистой.

Поэтсособымтрепетомотноситсякприроде,ноещебольшеонвосхищаетсяпростымикрестьянами,привидеэтихтружениковегосердценачинаетрадостнобиться,наполняетсявесельемилюбовью.

ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтоватакжекасаютсяпредназначенияпоэта,егомиссиивобществе.Ониполностьюраскрываютсявстихотворениях«Пророк»и«Поэт».Авторсравниваетпоэтаскинжалом,темсамымутверждая,чтословамогутбытьсерьезныморужием.Нобедавтом,чтовXIXвекеэтотсамыйкинжалпревратилсявзолотуюигрушкудлязабав.

ВстихахЛермонтованикогданеслышалосьотчаяния,оннепокорялсясудьбе.Писателюприсущтихий,грустныйзовуставшегоборотьсячеловека,новсежевбольшинствепроизведенийчувствуетсямятежныйдух.

М.А.Булгаков«Собачьесердце».ЭкспериментпрофессораПреображенского.

Повесть«Собачьесердце»раскрываетпередчитателемтайныеструны,потаенныеуголкисуществованиямосквичейвначале20-хгодовXX-говека.Булгаковдоказывает,чтопреобразованиеобщественностроястраны–этонасилиенадприродойжизниисамойэволюцией.Дляэтогоонприводитисториюотом,какизсобакисделаличеловека.Такаяметафоранемогланепрочитатьсяинестатьосознаннойкаксовременниками,такинами,потомками.

ДокторБорментальназываетпрофессораПреображенского,чейскальпель«вызвалкжизниновуючеловеческуюединицу»,творцом.Этословоимеетнетолькоконкретно-бытовое,ноиобщекультурноезначение.

Преображенскийпосягнулнарольсоздателя,Господа.Онпренебрегзаконамиэволюциии«создал»человека,проведячудовищныйэксперимент.Все,чтопроисходиловэтотпериодвРоссии,воспринималосьБулгаковымименнокакэксперимент,грандиозныйпомасштабамиболеечемопасный.Вповестиавторвыражаетсвоеотношениекэтойситуации.

Профессор,безусловно,светилонауки.Оннасамомделесделалуникальнуюоперацию,пересадивпсучеловеческийгипофиз,темсамым«очеловечив»его.СамПреображенский,оцениваяплодысвоегоопыта,считаетегонеудачным.Нонеснаучной,асобщечеловеческойинравственнойточекзрения,таккакбылинарушеныестественныезаконыжизни.Песстановитсячеловеком,ноегопоступкиопределяютгены,полученныеотпьяницыихамаКлимаЧугункина.Шариковсталвоплощениемвсехстрашныхчертрусского«пролетариата».

Шариковсталопасностью,угрозойдлякультуры,несятообщественноеявление,котороеноситзловещееназвание«разруха».НоПреображенскийпонялэтопослетого,когдаужесталослишкомпоздно…

Профессорпризнаётсвоюошибкуивсе«возвращаетнаместа».Шариковаудалосьвернутьвестественное,четвероногое,состояние.

То,чтослучилосьсШариком,былонеожиданностьюдлявсехи,впервуюочередь,дляпрофессора.Оннезнал,какуправлятьновоявленнымсуществом,каксделатьегохотябыбезопаснымдляокружающих.

АналогияБулгаковапрозрачна.Дворянеидругиеобразованныелюдихотелипроизвестиреволюцию–экспериментнадпролетариатом.Оегопоследствияхонинедумали.Поэтому,когдаполучившийсямонстрсталнеуправляемым,впервуюочередьотнегопострадалиегожесоздатели.

Лирикакакродлитературы.

Ли́рика–родлитературы,воспроизводящийсубъективноеличноечувство(отношениекчему-либо)илинастроениеавтора.ПословарюОжегова,лиризмозначаетчувствительностьвпереживаниях,внастроениях,мягкостьитонкостьэмоциональногоначала.Влирикувходят:стихотворение,романс,послание,элегия.Истокилирикилежатвумениипевцапередатьнастроение,эмоциювокалом,интонацией,словомирифмой.

ЛирическоенастроениевдохновляетрусскихпоэтовначалаXIXвека–В.А.Жуковского,К.Ф.Рылеева,А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова.

Лиризмпроникаетвовсеродыпоэзии,дажевповествовательныепоэмы.«ПесньоКолоколе»,«Цыганы«,«Кавказскийпленник«носятлирическийотпечаток.Формалирикистановитсясвободнойиподчиняетсятольковнутреннимэстетическо-психологическимзаконам.Лирическиепьесыромантическогопериодаисовременнойлирикиназываютсяпростостихотворениямиичащевсегонеподходятнипододнуизтрадиционныхформ.

Специальноразрабатываласьромантикамибаллада,сюжетыкоторойберутсяилиизсредневековья,илиизсовременногонародногобыта.

Русскаябалладаначаласьспереводной,как,например,уЖуковского,нопозднееприобреланациональныйхарактер,например,уПушкина,уТолстого.Таковединственныйопределённыйвидромантическойлирики;остальнаялирикаромантиковлучшевсегоможетбытьподразделенаповнутреннемусодержанию–настихотворения,посвящённыеизображениючувства,восприятияилиидей.Перваягруппавключаетвсебянаиболеесубъективныепьесы,напримерлюбовные.

Кстихотворениям,отвечающимвосприятию,принадлежатпреждевсегоописанияприроды.Стихотворенияописательногохарактерачастосовпадаютсизображающимиличноенастроениепоэта,ночастоограничиваютсячистоописательнымицелями.

Последнийотделлирическойпоэзии,идейный,воспроизводиткакую-либофилософскую,политическуюилисоциальнуюмысль.Вромантическийпериодевропейскаялирикадостигласвоеговысшегосовершенства;носкоронасменуромантизмупришлореалистическоенаправление,исэтоговременипоэзияперестаётбытьпопреимуществулирической.Напервыйпланвыступаютболееобъективныевидыпоэтическоготворчества:роман,повестьипр.


 


БИЛЕТ№8










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...