Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.А.Блок.Мотивылирикипоэта.




Всеявленияокружающегомираивсесобытияистории,всепреданиявеков,народноегоре,мечтыобудущем–все,чтостановилосьтемойпереживанийипищейраздумий,Блокпереводилнаязыклирикиивоспринималкаклирику.Россиябыладлянего«лирическойвеличиной»,ионабыластольогромной,чтонесразувместиласьврамкитворчества.

Крайнесущественното,чтобольшаяпатриотическаятема,темаРодиныиеесудеб,входитвлирикуБлокаодновременностемойреволюции,захватывающейпоэтадосамыхпотаенныхглубинегодушиипородившейстройсовершенноновыхчувств,переживаний,стремлений,возникавшихсловнопригрозовыхразрядах,вихослепительномсвете,–итемаРодиныстановитсявтворчествеБлокаосновнойиглавнейшей.

Казалосьбы,всеоднообразно,привычно,издавназнакомовэтих«мокрыхдолах»,новнихпоэтувиделнечтоновое,неожиданное.Переднимвозникаютнастоящиелеса,поля,косогоры,егоманитпропадающийвдалипуть.

Чувством,опаляющимсердцепоэтаиеготворчество,неизменнопримешивающимсяккаждоймысли,ккаждомупереживанию,становится,помимолюбвикРодине,илюбовькматери.Матери,вподвигесынакоторойвидитсясияниесамогосолнца,ипустьэтотподвигстоитсынувсейжизни

Еголирикасталасильнееегосамого.Этояснеевсеговыраженовегостихахолюбви.Сколькобыоннитвердил,чтоженщины,которыхмылюбим,картонные,онвопрекисвоейволевиделвнихизвезды,чувствовалвнихнездешниедали,и–сколькобысамнисмеялсянадэтим–каждаяженщинавеголюбовныхстихахсочеталасьдлянегособлаками,закатами.

Самалюбовьсобираетвглазахпоэтачертыидеальные,небесные,ивсвоейвозлюбленнойонвидитнеобычнуюземнуюдевушку,аипостасьбожества.ВстихахоПрекраснойДамепоэтвоспеваетееинаделяетвсемиатрибутамибожественности–такими,какбессмертие,безграничность,всемогущество,непостижимаядляземногочеловекапремудрость.

ДажекогдалирикаБлокаговорила,казалосьбы,всеготолькоочастном,интимном,личном,ибовнейсквозьличное,неповторимоепрорываетсявеликое,мировое.«Единствосмиром»–этотмотив,общийдлявсейлирикиБлока.Поэтисследовалмногиеобластичеловеческихотношенийипереживаний,насебеиспытывалвесьциклчувств,страстей,стремлений–всеэтосоставляетсодержаниетого«романавстихах»,какимиявляетсялирикаБлока,взятаявцелом.

Сентиментализмкаклитературноенаправление.

Сентиментали́зм(отфр.sentiment–чувство)–направлениевзападноевропейскойирусскойкультуреисоответствующеелитературноенаправление.Произведения,написанныеврамкахданногохудожественногонаправления,делаютособыйакцентначувственность,возникающуюприихпрочтении.

Доминантой«человеческойприроды»сентиментализмобъявилчувство,анеразум,чтоотличалоегоотклассицизма.НепорываясПросвещением,сентиментализмосталсяверенидеалунормативнойличности,однакоусловиемеёосуществленияполагалне«разумное»переустройствомира,авысвобождениеисовершенствование«естественных»чувств.Геройвсентиментализмеболееиндивидуализирован,еговнутренниймиробогащаетсяспособностьюсопереживать,чуткооткликатьсянапроисходящеевокруг.Попроисхождениюсентименталистскийгерой–демократ;богатыйдуховныймирпростолюдина–одноизосновныхоткрытийизавоеванийсентиментализма.

ВРоссиюсентиментализмпроникв1780-х-начале1790-х.ЭрурусскогосентиментализмаоткрылНиколайМихайловичКарамзин.

Егоповесть«БеднаяЛиза»(1792)-шедевррусскойсентиментальнойпрозы;отгётевскогоВертераонунаследовалобщуюатмосферучувствительности,меланхолииитемысамоубийства.

СочиненияН.М.Карамзинавызваликжизниогромноечислоподражаний,как,кпримеру,«БеднаяМаша»А.Е.Измайлова(1801)и«ПутешествиевполуденнуюРоссию»(1802).

СентиментализмомотмеченораннеетворчествоВасилияАндреевичаЖуковского.В1809годуЖуковскийнаписалсентиментальнуюповесть«Марьинароща»вдухеН.М.Карамзина.

Основнымичертамирусскогосентиментализмаявляются:уходотпрямолинейностиклассицизма;подчеркнутаясубъективностьподходакмиру;культчувства;культприроды;культврожденнойнравственнойчистоты,неиспорченности;утверждениебогатогодуховногомирапредставителейнизшихсословий;вниманиеуделяетсядушевномумиручеловека,напервомместестоятчувства,анеразумивеликиеидеи.

Русскийсентиментализмк1820годуисчерпалсебя.Онбылоднимизэтаповобщеевропейскоголитературногоразвития,которыйзавершалэпохуПросвещенияиоткрывалпутькромантизму.


БИЛЕТ№11

А.Н.Островский.Нравственныепроблемывпьесе(напримерепроизведения«Гроза»).

В1859году,наканунеобщественногоподъема,которыйприведетв61годукотменекрепостногоправа,появиласьпьесасназванием«Гроза».Подобнотому,каксимволичноназваниепьесы,многограннаиеенравственнаяпроблематика,вцентрекоторой–проблемывнешнейивнутреннейсвободы,любвиисчастья,проблеманравственноговыбораиответственностинего.

Проблемавнешнейивнутреннейсвободыстановитсявпьесеоднойизцентральных.Лишьодномучеловекудановыделятьсянафонеунижающихиунижаемых–Катерине.Ужепервоепоявлениеоткрываетвнейнеробкуюневесткустрогойсвекрови,ачеловека,имеющегодостоинствоиощущающегосебяличностью.Катерина–одухотворенная,светлая,мечтательнаянатура,она,какниктовпьесе,умеетчувствоватьпрекрасное.Дажееерелигиозность–этотакжепроявлениедуховности.МотивсветастановитсяоднимизцентральныхвхарактеристикеКатерины.Ееречьнапевна,образна,напоминаетрусскиенародныепесни.ОтличаетКатеринувнутренняясвобода,страстностьнатуры.Неволякабановскогодомагнететее,душит.ОнанечувствуетсчастьявдомеКабановых.

СобразомКатеринысвязанаиещеоднанравственнаяпроблемапьесы–правочеловеканалюбовьисчастье.ПорывКатериныкБорису–этопорывкрадости,безкоторойнеможетжитьчеловек,порывксчастью,которогоонабылалишенавдомеКабанихи.КакнипыталасьКатеринаборотьсясосвоейлюбовью,борьбаизначальнобылаобречена.ВлюбвиКатерины,каквгрозе,былочто-тостихийное,сильное,ноитрагическиобреченное,неслучайносвойрассказолюбвионаначинаетсловами:«Яумрускоро».УжевэтомпервомразговоресВарваройпоявляетсяобразпропасти,обрыва.

Наиболеедраматичноезвучаниеприобретаетназваниепьесы,когдамычувствуем,какназревает«гроза»вдушеКатерины.Центральнойнравственнойпроблемнойпьесыможноназватьпроблемунравственноговыбора.СтолкновениедолгаичувстваразрушилогармониювдушеКатерины,скоторойонажила.БезсогласияссобойКатеринанеможетжить,онаникогданесмоглабы,подобноВарваре,довольствоватьсяворовской,потаённойлюбовью.СознаниесвоейгреховноститяготитКатерину.Героинянеможетжитьвмиреразлада–этимобъясняетсяеегибель.Онасамасделалавыбор–исамазанегоплатит,необвиняяникого.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...