Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧТО такое социальная перцепция?




В процессе общения должно присутствовать взаимопонима­ние между участниками этого процесса. Общение как таковое становится возможным лишь в том случае, если люди, вступаю­щие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонима­ния и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Реконструкция внутреннего мира человека — задача сложная. Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поступки и поведение, но для того, чтобы по­нять, что представляют собой люди, приходится проделать опре­деленную работу. Сам по себе отдельный поступок, однозначно, не связан с внутренним психологическим планом, поэтому меж­личностное восприятие превращается в решение психологиче­ской задачи.

Взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимо­действию, или как не только понимание, но и принятие, разделе­ние этих целей, мотивов, установок.

Исходя из этого перцептивный аспектобщения — это восприя­тие, понимание и оценка человека человеком.

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Бру-нером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процес­сов. Позже исследователи, в частности в социальной психоло­гии, придали понятию несколько иной смысл: социальной пер­цепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-

140


психологической литературе. Поэтому восприятие человека че­ловеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. В психологической литературе исследова­ния социальной перцепции были в значительной мере освещены Г. М.Андреевой1.

Если представить себе процессы социальной перцепции в пол­ном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема:

Схема включает в себя различные варианты не только объ­екта, но и субъекта восприятия.

1.В первом случае субъектом восприятия выступает индивид (И),который может воспринимать:

— другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1);

— другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2);

— свою собственную группу (3);

— «чужую» группу (4).

1Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1998.


141


Если даже не включать в перечень большие социальные общ­ности, которые, в принципе, так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

2. Во втором случае в качестве субъекта восприятия интерпре­тируется не только отдельный индивид, но и группа (Г).Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции сле­дует еще добавить:

- восприятие группой своего собственного члена (5);

— восприятие группой представителя другой группы (6);

- восприятие группой самой себя (7);

— восприятие группой в целом другой группы (8).

Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению.

Психологи говорят не вообще о социальной перцепции, аомеж-личностной перцепции, или межличностном восприятии(о вос­приятии человека человеком). Именно эти процессы непосред­ственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Иными словами, мы рассматриваем здесь лишь позиции 1) и 2) предложенной схемы.


Каковы механизмы восприятия человека человеком?

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровы­ваем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С. 180). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную ре­гулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого чело­века зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и бо­лее глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на фило­софском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Чело­век сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». По суще-

142


ству ту же мысль на уровне психологического анализа находим у Л. С. Выготского: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» (Вы­готский, 1960. С. 196). Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «ге­нерализованного другого». Однако, если у Мида этот образ харак­теризовал лишь ситуацию непосредственного взаимодействия, то в действительности, по мысли Б. Ф. Поршнева, «Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» (Поршнев, 1968. С. 79).

Если применить это рассуждение к конкретной ситуации об­щения, то можно сказать, что представление о себе через пред­ставление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных реше­ний. В ходе познания другого человека одновременно осуществ­ляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого дру­гого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение страте­гии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, со-поставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при по­строении стратегии взаимодействия каждому приходится прини­мать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, уста­новки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

1. Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых спосо­бов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользу­ются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поста­вить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и по-нимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процес­са идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией.


143


Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не ра­циональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эм­патия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова. Эмпатия есть аффективное «понимание», и эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого челове­ка, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механиз­мом идентификации: и там и здесь присутствует умение поста­вить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Однако отожде­ствлять себя с кем-то — это значит строить свое поведение так, как строит его этот «другой». Проявление же эмпатии означает, что человек принимает во внимание линию поведения другого человека (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.

Итак, и в том и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших сов­местных действий будет различным: одно дело — понять парт­нера по общению, встать на его позицию; другое — принять в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действовать по-своему.

Однако субъекту общения важно не только понять другого че­ловека, идентифицировать себя с ним, но и принять во внима­ние, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспри­нимать и понимать его самого. Тогда в действие вступает процесс рефлексии.

2. Рефлексия - это осознание субъектом того, как он сам вос-

принимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как дру­гой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последова­тельное взаимоотражение, содержанием которого являет­ся воспроизведение внутреннего мира партнера по взаи­модействию, причем в этом внутреннем мире в свою оче­редь отражается внутренний мир первоисследователя» (Кон, 1978. С. 110). К механизмам восприятия людьми друг друга относят также каузальную атрибуцию, стереотипизацию и «эффект ореола»1.

3. Стереотипизация- классификация форм поведения и ин­
терпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин

1Введение в психологию/ Под. ред. А. В. Петровского. М., 1995. С. 302-306.



144


путем отнесения к уже известным или кажущимся извест­ными явлениям, т. е. отвечающим социальным стерео­типам. Стереотип здесь - сформировавшийся образ человека, кото­рым пользуются как штампом. Стереотипизация может склады­ваться как результат обобщения личного опыта субъекта меж­личностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. п., запомнившиеся вы­сказывания знакомых. При этом эти знания могут быть ошибоч­ными и наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. Между тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия сплошь и рядом используются как я кооы выверенные эталоны понимания других людей. Так, социально-психологический опрос свидетельство­вал о популярности глубоко ошибочных стереотипных представ­лений об однозначной связи между внешностью человека и чер­тами его характера. Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей. 17 утверждали, что люди с большим лбом — умные. Трое полага­ли, что люди с жесткими волосами имеют непокорной характер. У пяти человек существовало мнение, что красивые люди или глупы, или себялюбцы. Двое утверждали, что, если у человека тонкие, бескровные губы, он ханжа и ему присуща скрытность.

Само собой разумеется, что все эти стереотипы, будучи вклю­ченными в процесс межличностного восприятия, формировали ошибочное познание людей и серьезно деформировали процесс общения с ними.

4. Каузальная атрибуция(от лат. caus - причина и atributio -наделяю) — это причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыс­лей и мотивов. Ситуация, характерная для возникновения каузальной атрибуции или причинной интерпретации, -это отсутствие достоверной информации о человеке, что вынуждает субъекта приписывать другим причины их действий и поступков. Каузальная атрибуция осуществ­ляется чаще всего неосознанно и существенно влияет на поведение наблюдателя. Характер каузальной атрибуции зависит от различных усло­вий, хорошо изученных психологией. Так, например, при вос­приятии незнакомого человека большую роль играет та изна­чальная информация, которую получил субъект восприятия. Был проведен психологический эксперимент, где двум группам студентов показывали фотофафию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор аттестовал его как видного ученого, во втором — как преступника. Студентам предлагалось дать его характеристику исходя из особенностей его наружности. Первая фуппа испытуемых (вариант информации «видный уче-


145

0-О747


ный») сообщала, что сфотографирован человек, напряженно ра­ботающий, добрый, отзывчивый, умный. Вторая группа (ва­риант «преступник») утверждала, что перед ними портрет жесто­кого, решительного и коварного человека.

Очевидно, что полученная информация жестко ориентирова­ла процесс восприятия, подгоняя оценку облика человека к сте­реотипам образа ученого или преступника.

5. Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приво­дит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, ко-торые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблаго­приятное впечатление порождает соответственно от­рицательные оценки. Эффект ореола может, например, возникнуть в учебной среде. Иногда педагоги формируют неуспешность учащегося за счет своего отношения к нему как к заведомо неуспевающему, или неопрятно одетому, или непослушному. Возникает предвзятость, проявляется субъективизм, а дальше предпринимаются определенные действия для того, чтобы оправдать правомерность этой позиции. Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных — тем, к кому он не расположен, является одним из типичных слу­чаев эффекта ореола. Так, в условиях эксперимента фиксирова­лись оценки, которые давали педагоги незнакомым им детям за выполненное учебное задание. Заранее выявлялось, кто из детей кажется им более привлекательным, а кто менее. Выяснилось, что даже в том случае, когда «привлекательные» дети (по сговору с экспериментатором) делали больше ошибок, чем «непривлека­тельные», первые оценивались выше и им приписывали положи­тельные качества, тогда как «непривлекательные» наделялись отрицательными свойствами.

Чаше всего эффект ореола проявляется, когда субъект вос­приятия располагает минимальной информацией о восприни­маемом. Однако этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоцио­нального отношения к нему. Таким образом, недопустимое с пе­дагогической точки зрения культивирование некоторыми учи­телями «любимчиков» в классе заведомо ведет к субъективным искажениям оценки учащихся и ошибочному восприятию их личностных качеств.

Включение межличностного восприятия в процесс совмест­ной социально ценной деятельности изменяет его характер, делает адекватной каузальную атрибуцию, устраняет отрица­тельное действие эффекта ореола. Именно такой характер приобретает понимание человека человеком в подлинном кол­лективе.


146










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...