Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чем отличается психологическое консультирование от психотерапии?




С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психи­ческие методы лечения, предлагаются все новые и новые их ва­рианты. Начиная с «магнетического флюида» венского врача А. Месмера, следуют:

- в XIX столетии - Джеймс Бред (гипноз);

- в XX в. - Зигмунд Фрейд (психоанализ);

- Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия);

- Фредерик Перлз (гештальттерапия);

- Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия);

- Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие.

Если первоначально психотерапия была прерогативой меди­ков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работни­ки других социальных служб, а в 1950-хгг. в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания пси­хологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специ-ально организованного процесса общения у обратившегося за помо-щью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личност­ным ресурсам.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в пер­вую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении к психологии индивидуальных различий. Двумя другими ветвя­ми прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие пси­хологию индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности.

Понятия «психологическое консультирование» и «психотера­пия» имеют ряд отличий.

Термин «психотерапия» означает комплексное лечебное, вер­бальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосо­знание человека при многих психических, нервных и психосоматиче­ских заболеваниях. Причем условно различают клинически-ори­ентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие клиенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности.

150


Ряд исследователей (Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проб­лемных семей, неспособных справиться с организацией взаимо­отношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по по­воду употребления термина «психотерапия», так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в России, -психокоррекция, направленная на исправление тех или иных рас­стройств, но в то же время лечение в некоторых случаях рассчи­тано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей особенностью и психотерапии, и психокоррекции является психологическое воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций чело­веческого организма. Методами психологической коррекции на-зываются аутогенная тренировка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т. д.

Заметим, что одно и то же психологическое воздействие в России чаще всего называется психотерапией, если им занима­ется врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психологии разделение этих поня­тий связано не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут зани­маться лишь люди, имеющие специальное медицинское образо­вание. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, т. е. психоло­гическое воздействие. К тому же термин «психотерапия» являет­ся международным и в большинстве стран мира однозначно ис­пользуется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Их сходство и различие представлено в таблице:

 

Направление Субъект Объект Цель
1. Психотерапия      
А. Клинически-ориентированная Врач (психиатр, психотерапевт) Больной, клиент Ликвидация симптомов
В. Личностно-ориентированная Врач, психолог, социальный работник Больной, клиент Личностные и межличностные изменения
2. Психокоррекция Врач, психолог Больной, клиент Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности
3. Неврачебная психотерапия Психолог Клиент Оптимизация взаимоотношений (например, в проблемных семьях)
4. Консультирование Консультирующий психолог, социаль­ный работник Клиент, семья, группа Адаптация к жизни за счет активиза­ции личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации)

151


Мы видим, что термины «психотерапия» и «психокоррекция» практически совпадают по содержанию. Смыкаются также по­нятия «неврачебная психотерапия» и «консультирование». Более того, в рамках понятия «психотерапия» четко выделяются две со­ставляющие, и вторая из них, т. е. личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями «неврачебная психотерапия» и «консультирование».

Основная задача психолога-консультанта состоит в том, что-бы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те сторо-ны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей. обычно не осознаются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мяг­кое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от од­ной до 5—6 встреч), хотя в последнее время появляются почти «мгновенные» психотерапевтические техники (Гриндер, Бэнд-лер, 1992).

Выбор консультирования как формы психологической помо­щи зависит от меры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соот­ветствующее эмоциональное состояние и уровень интеллек­туального развития, позволяющие выбрать варианты решения проблемной ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...