Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем разница между акцентуацией характера и психопатией?




Характер бывает выражен в разной степени. Если представить ось координат, то на ней можно обозначит три зоны:

— зона абсолютно нормальных характеров;

— зона выраженных характеров (акцентуаций);

— зона сильных отклонений характеров (психопатий). Первые две зоны можно считать психологической нормой,

а зона психопатий является патологией.

Существует ряд различий между нормальным характером (включающим акцентуации ) и характером патологическим. Так, П. Б. Ганнушкин выделял три критерия психопатического ха­рактера.

1. Характер можно считать патологическим, т. е. расцени­вать его как психопатию, если он относительно стабилен во времени и мало меняется в течение жизни.

2. Тотальность проявления характера. При психопатиях че­ловек обнаруживает одни и те же черты характера везде: дома и на работе, на отдыхе, среди знакомых и среди не­знакомых людей. Если же человек на людях один, а дома другой — он не психопат.

3. Социальная дезадаптация. Этот признак считается самым по­казательным. Человек не умеет адаптироваться в обществе, из-за чего страдает и сама личность, и окружающие люди.

П. Б. Ганнушкиным было выделено 9 типов психопатий: цик­лоиды, шизоиды, эпилептоиды, астеники, психоастеники, пара­нойяльные психопаты, истерические психопаты, неустойчивые психопаты, органические психопаты.

Акцентуация- чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении лично-сти к психологическим воздействиям определенного рода. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы ак­центуаций. Понятие акцентуации введено К. Леонгардом.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций характе­ра: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротиче-ский, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилеп-тоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

120


Проблема акцентуированных характеров относится не к обла­сти психиатрии, а к области общей психологии. В случае акцен­туаций характера никогда не присутствуют все три признака пси­хопатий, описанных выше; может не быть и ни одного признака таковых. Ю. Б. Гиппенрейтер описывает свойства акцентуиро­ванного характера таким образом:

1) акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается;

2) акцентуированный характер не всегда «тотален», так как черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях;

3) социальная дезадаптация при акцентуациях либо не на­ступает вовсе, либо бывает непродолжительной.

Для личности с акцентуациями характера свойственна уязви­мость по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям, которые создают нагрузку на «места наименьшего сопротивления» характе­ра. Для того чтобы избегать неправильных шагов, излишних на­грузок и осложнений во взаимоотношениях, нужно знать «сла­бые места» акцентуированных характеров. Так, для носителя ги-пертимной акцентуации характера (высокий жизненный тонус, неудержимая активность, стремление к лидерству и др.) тяжелой ситуацией покажется та, где его поведение регламентируется, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд и принуждение. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка данного типа очень опекающие родители, то очень рано он начинает протесто­вать и дает острые негативные реакции вплоть до побегов из дома. Для людей с шизоидной акцентуацией труднее всего всту­пать в эмоциональные контакты с людьми — это их «слабое зве­но». Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Для истероид-ного типа труднее всего переносить невнимание к себе.

Итак, введение понятия «места наименьшего сопротивления» характера и описание этих особенностей явилось важным вкла­дом в теоретическую и практическую психологию.


Насколько велика роль наследственности в формировании характера ? Как влияют свойства темперамента на характер человека? Может ли человек изменить свой характер?

Все эти вопросы правомерны и являются предметом обсужде­ния отечественной и зарубежной психологии. Интересен в этом отношении взгляд А. В. Петровского: «Характер не дан человеку от природы. Нет характера, который нельзя было бы скорректи-

121


ровать. Ссылки на то, что «у меня такой характер и я ничего не могу с собой поделать», психологически совершенно несостоя­тельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего ха­рактера и в состоянии заняться самовоспитанием»'.

Известно, что процесс формирования характера начинается с детства. Поэтому отказ от шаблона в воспитании личности ре­бенка предполагает творческий подход к вопросам формирова­ния его характера.


Способности.

Как происходит формирование способностей?

Способности — это такие психологические особенности челове-ка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

Способности и умения, способности и знания, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к знаниям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Для того чтобы эта возможность превратилась в действитель­ность, требуется много усилий и определенные условия. В число условий входят, например:

— заинтересованность окружающих и близких людей в том, чтобы человек проявил свои способности;

— качество и организация обучения;

— педагог, который обеспечит специальное обучение, и т. д.

Способности обнаруживаются только в деятельности, кото­рая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя, например, говорить о способности человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не смог приобре­сти никаких навыков, необходимых для изобразительной дея­тельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи (или нотам, танцу и т. д.) может выясниться, есть ли у обучающегося способности к определенной деятельности. Важно установить не только то, к чему обнаруживает способно-сти ученик, но и то, в какой мере ученик способен выполнять тре­бования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и зна­ниями по сравнению с другими.

Один из самых сложных вопросов — вопрос о происхождении способностей: врожденны способности или они формируются прижизненно? Термины «врожденный», «прирожденный» обыч­но употребляют в смысле «полученный от природы», «передан­ный по наследству». Ответы, которые исследователи дают на

1  Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995. С. 460-461.

122


этот вопрос, противоречивы и часто диаметрально противопо­ложны. Можно найти высказывания в пользу того, что «матема­тиком, поэтом, музыкантом надо родиться», и противополож­ные о том, что «талант — это 1 % способностей и 99% пота».

Рассмотрим две точки зрения.

Доказательства врожденности способностей.

1. Считается, что доказательством наследственности спо­собностей служит их раннее проявление у ребенка. Из­вестно, например, что музыкальные способности у Мо­царта проявились в 3 года, у Гайдна — в 4 года; Рафаэль проявился как художник в 8 лет и т. д.

2. О врожденности способностей заключают также на осно­ве повторения их у потомков выдающихся людей. Так, су­ществуют целые династии одаренных личностей: Бахов, Дарвинов и т. д. В семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся; в семье Мо­царта — пять; в семье Гайдна — два. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатовы). Однако эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической на­следственности, сколько о наследственности определен-ных условий жизни и жизненных ценностей. Речь идет о тех условиях в семье, которые благоприятствуют развитию именно таких способностей.

3. Более строгие факты даются исследованиями с примене­нием близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер (сибсов). Корреляция показателей внутри монозиготных (однояйцевых) пар оказалась очень высокой; у сибсов корреляция значительно меньше.

4. Впечатляющие результаты были получены в исследова­ниях на животных с применением метода искусственной селекции; эти данные свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к ус­пешному обучению.

Доказательства возможности формирования способностей. 1. К менее точным, но достаточно впечатляющим результа­там относятся результаты деятельности выдающихся педа­гогов. Известно множество случаев, когда вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения законов статистики. По мнению некото­рых выдающихся педагогов (М. П. Кравец), неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интерес­ной для ребенка форме и захватывающей манере обуче­ния, то соответственно результаты развития способно­стей будут высокими.


123


2. Влияние условий среды на формирование способностей.
Показательно исследование, проведенное Ю. Б. Гиппен-
рейтер и О. В. Овчинниковой, где был установлен заведо­
мо более высокий показатель музыкальных способностей
у вьетнамцев по сравнению с русскоговорящими людьми.
Психологи выявили, что во вьетнамском языке высота
звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском
языке такой функции нет. Отсюда - более высокая музы­
кальность вьетнамцев.

3. Значение условий воспитания для формирования способ­ностей. Так, было выращено отобранное поколение «ум­ных* крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколение «глупых» крыс в условиях обогащенной сре­ды. В результате — показатели второй группы животных оказались выше.

4. Психологические факторы развития способностей.

 

— Для развития познавательных способностей детей долж­но быть организовано определенное обустройство среды. Должны быть созданы условия для того, чтобы взаимо­действие детей и взрослых носило характер сотрудниче­ства и содружества. Этот очень важный психологический фактор — «пересечение пространства ребенка и взросло­го» — помогает многостороннему развитию способностей детей.

Возникают специфические интеллектуальные эмоции: эмоции догадки, сомнения и уверенности.

— Для ребенка чрезвычайно важно общение со взрослым в форме диалогов, дискуссий, совместных наблюдений и экспериментов.

— Взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.

— Познавательная и интеллектуальная деятельность ребен­ка всегда должна быть связана с положительными эмо­циями. Педагог должен отмечать любые достижения ре­бенка; тогда происходит фиксация успеха и дальнейшее желание развиваться.

Итак, вопрос о происхождении способностей, а также о ста­новлении развитии способностей остается открытым. С одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но то, насколько проявятся эти задатки, зависит от условий инди­видуального развития человека.

Становление и развитие способностей, видимо, связано с про­хождением ребенка через различные сензитивные периоды с воз­можным научением в эти периоды по типу запечатления. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в 2—3 года у детей развивается










124


устная речь, в 5—7 лет ребенок готов к овладению чтением и т. д. Психологи делают вывод о том, что именно эти периоды благо­приятны для овладения особыми видами деятельности. Если ка­кая-то функция не получает своего развития в благоприятный период, в дальнейшем ее развитие будет затруднено.

В психологии исследован еще один фактор: неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация. Именно повышенная мотивация к учебе обеспечивает интенсивно и одновременно «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей. В этом отношении очень яркий материал дает изучение одаренных детей.


Изучение одаренности

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в сово­купности образуют структуру умственной одаренности.

1. Важное качество одаренных детей — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Ребенок отдает себя целиком тому, что его заинтересовало.

2. Еще одно качество одаренности, неразрывно связанное с первым, заключается в том, что готовность к труду у ода­ренного ребенка перерастает в склонность к труду, в тру­долюбие, в неуемную потребность трудиться. Неизменно повторяющийся факт при исследовании одаренных детей состоит в том, что эти дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Интересующая их деятельность является одновременно и трудом, и игрой. Все интересы, переживания, поиски, вопросы одаренных с ранних лет детей.

3. Высокие достижения способных детей всегда связаны с их эмоциональной увлеченностью. Иными словами, по­вышенная мотивация и вызываемая ею напряженная ак­тивность являются признаками и неотъемлемыми усло­виями развития способностей.

4. Еще одна группа качеств связана непосредственно с ин­теллектуальной деятельностью: это особенности мышле­ния, быстрота мыслительных процессов, систематич­ность ума, повышенные возможности анализа и обобще­ния, высокая продуктивность умственной деятельности. В результате почти непрекращающейся деятельности одаренный ребенок успевает понять, узнать и освоить са­мостоятельно огромное количество материала. Объем усвоенных им знаний превышает тот, которому его мог бы научить педагог за короткий срок. Психологи едино­душно отмечают факт напряженной деятельности само-обучения способныхдетей.

125


5. Исследователи утверждают, что у одаренных детей воз­можна синхронизация нескольких сензитивных перио­дов, обычно сменяющих друг друга. Соответственно воз­можности развития их способностей многократно увели­чиваются. Подводя итог, можно сказать о том, что вершиной развития способностей является талант человека.

Талант — высшая ступень развития способностей. Это такое сочетание способностей, которое дает человеку возможность ус­пешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.




Глава 8

ОБЩЕНИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...