Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы общие характеристики общения?




Общениесплошной многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями со­вместной деятельности. Включает в себя обмен общей информацией, стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого.

Субъектами общения являются люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальны­ми и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов1: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения— информация, которая в межиндивиду­альных контактах передается от одного живого существа другому.

В ходе общения его участники обмениваются не только свои­ми физическими действиями или продуктами, результатами тру­да, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д.

Цель общенияотвечает на вопрос: «Ради чего человек вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упо­минался в пункте о содержании общения. У животных цели об­щения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологи­ческих потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворе­ния социальных, культурных, творческих, познавательных, эсте­тических и многих других потребностей.

Средства общения— способы кодирования, передачи, перера­ботки и расшифровки информации, которая передается в про­цессе общения от одного существа к другому. Кодирование ин­формации — это способ ее передачи. Информация между людь­ми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Как охарактеризовать структуру общения ?

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Выделяют три взаимосвязанные стороны:

1Немое Р. С. Психология. Кн. 1: Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1994.

127



коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны об­щения1. Таким образом схематически структуру общения можно


Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в уз­ком смысле слова, состоит в обмене информацией между об­щающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивида­ми, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти терми­ны весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделя­ются три функции: информационно-коммуникативная, регуля-ционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Зада­ча заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух дру­гих, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых груп­пах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми.




Чем различается вербальная и невербальная коммуникация?

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знако­вых систем, которые используются в коммуникативном процес­се, соответственно можно построить классификацию коммуни-

1Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.

128


кативных процессов. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуника­тивного процесса, каждый из которых необходимо рассмотреть в отдельности.


Вербальная коммуникация

I. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Прав­да, этому должна сопутствовать высокая степень общности по­нимания ситуации всеми участниками коммуникативного про­цесса.

Различают письменную и устную речь. Устная речь подразде­ляется, в свою очередь, на диалогическую и монологическую.

1. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. При характеристике диалога важно иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т. е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласован­ность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации — понимание смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимание, познание другой личности. Это означает, что посредст­вом речи не просто «движется информация», но участни­ки коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

2. Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому лицу или многим лицам. Монологическая речь сложна в компози­ционном отношении, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности при изложении мысли. Развернутые формы монолога в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее.

3. Письменная речь появилась в истории человечества на­много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем. Письменная речь берет свое начало от пиктографии — условных схематических ри­сунков. Затем письменная речь приобретает форму пись­ма. Благодаря письму оказалось возможным передавать

129

9-6747


от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче с помощью устной речи он мог под­вергаться искажению, видоизменению или даже исчез­нуть. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука. II. Могут существовать две разные задачи в ориентации парт­нера по общению. А. А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориен­тация (СРО), что отражает преимущественную тематику, содер­жание коммуникации1. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим чело­веком, т. е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т. е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

«Убеждающая коммуникация» — совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воз­действия. На основе «убеждающей коммуникации» разрабатыва­ется так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, вклю­ченных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предло­жена «матрица убеждающей коммуникации», которая представ­ляет собой своего рода модель речевого коммуникативного про­цесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода в том, чтобы при повышении эффективности воз­действия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеж­дающего воздействия средств массовой информации (в част­ности, газет). Модель коммуникативного процесса, поЛассуэллу, включает пять элементов.

1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор.

2. Что? (передается) - Сообщение (текст).

3. Как? (осуществляется передача) - Канал.

4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория.

5. С каким эффектом? - Эффективность.

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его пози­ции во время коммуникативного процесса. Таких позиций мо­жет быть три: открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различ­ные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет

Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1991.


130


противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда кспеци­альным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая пре­следуется в коммуникативном воздействии, но важно, что прин­ципиально каждая из названных позиций обладает определен­ными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в более сложное явление — общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А со­держание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полно­стью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализи­ровать и мотивы общающихся, их цели, установки и проч. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые вклю­чены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является уни­версальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых -знаковых систем.


Невербальная коммуникация

В общение людей всегда включены эмоции общающихся, ко­торые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Именно это эмоциональное отно­шение, сопровождающее речевое высказывание, образует осо­бый, невербальный аспект обмена информацией. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые систе­мы: оптико-кинетическую; пара- и экстралингвистическую; орга­низацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана вы­полнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

1. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинети­ческая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Жестикуляция - в невербальном общении задействуются руки; мимика — участие лица и лицевых мышц; пантомимика — участие позы. Первоначально ис­следования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражение эмоций у чело-

131


века и животных. Именно общая моторика различных час­тей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы зна­ков в ситуацию коммуникации придает общению нюан­сы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при упо­треблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. (Всем известны недоразуме­ния, которые иногда возникают при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или от­рицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это от­рицание, и наоборот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследова­ний — кинесика, которая специально занимается этими проблемами.

2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы

знаков. Паралингвистическая система - это система вока­лизации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. В разных возрастных группах для осуществления невер­бальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и на­строений. Все эти так называемые околоречевые приемы увеличивают семантически значимую информацию.

3. Организация пространства и времени коммуникативного

процесса выступает также особой знаковой системой, не­сет смысловую нагрузку как компонент коммуникатив­ной ситуации. Экспериментально доказано преимуще­ство некоторых пространственных форм организации об­щения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Проксемика как специальная область, занимающаяся норма­ми пространственной и временной организации общения, рас­полагает в настоящее время большим экспериментальным мате­риалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал пер­вые формы пространственной организации общения у живот­ных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения орга­низации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свой­ственные американской культуре: интимное расстояние (О— 45 см); персональное расстояние (45—120 см); социальное рассто-


132


яние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследова­ния имеют большое прикладное значение, прежде всего при ана­лизе успешности деятельности различных дискуссионных групп. 4. Следующая специфическая знаковая система, используе­мая в невербальном коммуникативном процессе, — это контакт глаз, имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихо­логическими исследованиями в области зрительного вос­приятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, дли­тельность их, смена статики и динамики взгляда, избега­ние его и т. д. Контакт глаз на первый взгляд кажется та­кой знаковой системой, значение которой весьма ограни­чено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы контакт глаз был привязан к изучению интим­ного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дис­танция общения, в разной мере позволяющая использо­вать контакт глаз. Однако позже спектр таких иссле­дований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Как и все невербальные средства, кон­такт глаз имеет значение дополнения к вербальной комму­никации, т. е. сообщает о готовности поддержать комму­никацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолже­нию диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое Я или, напротив, скрыть его. Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуника­ции показывает, что они, несомненно, играют большую вспо­могательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникатив­ном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный пара­метр коммуникативного процесса, как намерения его участни­ков. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.


Какова специфика










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...