Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель проблемно-ориентированной психологической помощи




заключается в приобретении, развитии или восстановлении спо­собности человека к аутодидактическому процессу.

Аутодидактический процессозначает готовность человека к самопознанию, самообразованию и самоисцелению. Последнее понимается широко, не столько как самолечение от «болезней», сколько как путь к собственной целостности. Тогда каждая жиз­ненная трудность будет восприниматься позитивно — как воз­можность чему-то научиться.

Отсюда вытекают и некоторые следствия. Главным из них яв­ляется то, что такая психологическая помощь не может быть по­стоянной. Это временная мера, помогающая человеку встать на собственные ноги. И чем скорее это произойдет, тем лучше.

Вот эту цель — итоговый переход к аутодидактическому про­цессу — надо постоянно иметь в виду, начиная работу с клиентом в русле проблемно-ориентированной психологической помощи.


1. Процесс психологического консультирования начинается со сбора информации, куда включаются такие этапы, как: анализ за­проса, анализ жизненной ситуации, анализ речи и невербально­го поведения, анализ симптома и анализ сопротивления.

Анализ запроса. Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящий момент. Психологом должны быть заданы вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее вре­мя, а также его представление о желаемом результате предстоя­щей работы. Это позволяет сразу обсудить весьма часто появ­ляющиеся нереалистичные ожидания, например: «хочу быть всег­да спокойным, чтобы меня никогда и ничего не волновало и не тревожило».

Предъявление таких нереалистичных ожиданий часто скры­вает за собой бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственными эмоциональными вспышками, либо с неизбежными разногласиями, возникающими при обще­нии людей. Таким образом, мы сразу можем взять себе на замет­ку, каких жизненных навыков не хватает нашему клиенту и чему ему стоило бы научиться. Ведь он выражает такие ожидания, по­скольку уже разуверился в своей способности приобрести такие навыки.

Анализ жизненной ситуации. Важно собрать подробную ин­формацию о жизненном пути и личной истории клиента, посто­янно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все люди знают о том, что корни психологических проблем взрослого че­ловека обнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях дет-ско-родительских отношений. Поэтому клиенту может быть не­понятно, почему, например, он предъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, а психолог спраши­вает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связей по­добного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясных примерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль, стимулирует процесс конструктивного само­познания, вместо самокопания и самообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению к собственной жизни.

Следует отметить, что при сборе информации психолог дол­жен сохранить позицию заинтересованного нейтралитета и слу­шать клиента безоценочно.Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться от собственных оценок типа «нельзя же так» или «ну в этом вы молодец» (как положительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочным суж­дениям клиента как в отношении него самого, так и других лю­дей, о которых он говорит.

Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психоло-га должно быть «каменным» и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающе молчать. Продуктивным поведени-

154


ем является задавание вопросов, помогающих как клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуаций. Например: «Опиши­те подробнее ваши переживания в тот момент» или: «Вспомните, были ли у вас подобные переживания и ситуации раньше и как вы с ними справлялись».

Обязательно следует задать вопрос: «Когда впервые появи­лась данная проблема?» Не исключено, что клиент скажет, что «она была всегда». Тогда следует задать вопрос: «Почему вы об­ращаетесь за помощью именно сейчас?» Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается как препятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем о суще­ственных изменениях, происшедших в жизни человека.

Еще один типичный вопрос, помогающий организовать си­туацию консультирования: «Какой идеальный результат от на­шей совместной работы вы хотели бы получить? Причем не оце­нивайте его с точки зрения реалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак?»

Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным резуль­татом понимается желание оставить все по-старому, но так, что­бы не испытывать связанных с этим неудобств. Здесь консуль­танту нужно иметь в виду, что, как бы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапе сохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока не собрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах и ценностях.

Другим важным вопросом является такой: «Что вы станете делать после того, как беспокоящая вас проблема полностью уйдет из вашей жизни?» Наиболее частым ответом является -«не знаю». Здесь важно добиться формулирования хотя бы од-ной-двухясныхцелей, достаточно привлекательных для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией дости­жения. Это необходимо потому, что без определенного уровня позитивной мотивации человеку будет слишком трудно ме­нять устоявшийся образ жизни. Нередко бывает так, что ка­кая-то из этих положительных целей может быть реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация, невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента рас­ставание с вредными для него поведенческими стереотипами. Например, клиентка, страдающая ожирением, вопреки своей проблеме может реализовать свое желание носить красивое платье.

Обычно в сознании клиента присутствует такая модель: «Сна­чала я избавлюсь от какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т. д.), а потом начну делать то, чему это чувство препятствует». Реальный позитивный эффект дости­гается как раз при обратной последовательности, выражающей­ся в рекомендации: «Начинайте это делать, несмотря на возни-



155


кающие у вас чувства». Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме самоизменения.

Часто клиент, который приходит на консультацию, созна­тельно стремится достичь положительных результатов, но бес­сознательно тем или иным образом порицает себя за наличие проблемы, используя только отрицательные стимулы. Психолог-консультант помогает клиенту научиться разнообразным спосо­бам положительного самомотивирования, когда цель достигается легче и практически без усилий.

Анамнез жизни включает в себя изучение жизненной ситуации и личной истории клиента. При этом необходимо знать ответы на основные вопросы: возраст клиента, род его занятий в настоя­щем и прошлом, образование, состав его актуальной семьи. Це­лесообразно также задать вопросы о контактах взрослого клиен­та с родителями, если они живы, и со взрослыми детьми, прожи­вающими отдельно. Например, часто встречается ситуация, когда кто-то из супругов ежедневно один-два часа говорит по те­лефону со своей матерью, рассказывая ей обо всем и, естествен­но, изолируясь в это время от роли родителя и супруга. В таких случаях необходимо выяснить, кому принадлежит инициатива контакта, а также что произойдет, если в положенное время звонка не будет.

Желательно также выяснить, как наличие предъявляемой проблемы влияет на жизнь других членов семьи, признают ли они ее значимость, готовы ли в случае необходимости оказать помощь в ее разрешении. Случается, что наличие проблемы бес­сознательно выгодно другим членам семьи или они отрицают сам факт ее существования («ты все себе придумываешь», «это все пустое»).

Бывает даже так, что, например, болезнь ребенка полусозна­тельно выгодна матери в ее отношениях с мужем («пока ребенок болеет, его надо водить по врачам, и ты меня не посмеешь бро­сить»).

Анализ истории жизни целесообразно проводить в рамках сценарийного подхода, разработанного Э. Берном и его пос­ледователями. Особое внимание следует уделить вычленению ситуаций сегодняшней жизни, в которой проявляются роди­тельские директивы, полученные клиентом в детстве. Работа по преодолению родительских директив позволяет довольно быстро «вывести» клиента к новому осмыслению текущей си­туации.

Анализ речи и невербального поведения. В ходе сбора информа­ции нужно тщательно анализировать запрос клиента и особен­ности его речи, параллельно важно анализировать невербальное поведение клиента, которое может противоречить его словам или помещать их в неожиданный контекст.

156


Анализ симптома. Если у клиента есть какие-то хронические заболевания или часто возникающие телесные симптомы, то не­обходимо осведомиться о том, что предшествовало их возникно­вению. Причем вопрос психолога не должен содержать в себе указания на причинно-следственную связь, которая обычно не осознается клиентом. Ведь большинство людей в нашей культуре не склонны считать телесные заболевания следствием своих неразрешенных, а нередко и неосознанных психологических проблем.

Можно задать вопрос типа «Опишите события вашей жизни примерно в течение года до начала заболевания, не оценивая их по значимости».

Для того чтобы осмыслить роль симптома в жизни человека, необходимо осознать, что человеческое тело на своем языке всегда заявляет о наличии неразрешенных проблем. Поэтому психологу-консультанту необходимо познакомиться с основными концеп­циями и понятиями психосоматического подхода.

Анализ сопротивления. В современных теориях психологиче­ской помощи довольно дискуссионным является вопрос о со­противлении клиента и его преодолении. Сопротивление — это проявление психологической защиты от осознания подлинной при­чины своей проблемы. Однако нет такого негативного жизненного опыта, который не мог бы быть переработан в направлении по­зитивного самоизменения в дальнейшем.

Психологу важно сохранять постоянную установку на пози­тивную интерпретацию истории жизни, иначе он может сам подменить помощь клиенту неконструктивным состраданием. Последнее совершенно неуместно и неэтично для профессио­нальной позиции, поскольку, присоединяясь к чувствам и пе­реживаниям клиента, проникнутым безнадежностью, психолог тем самым укрепляет бессознательное нежелание клиента взять ответственность за свою жизнь на себя и действовать в направле­нии саморазвития, что и является сопротивлением.

Наиболее продуктивными в рамках проблемно-ориентиро­ванной психологической помощи оказываются клиенты, уже до предела «уставшие» и от своей проблемы и от своего сопротивле­ния ее решению, оставившие надежду, что «все пройдет как-ни­будь само». Образно говоря, они уже «добежали до стенки» и на­ходятся в объективно тяжелой ситуации. Таким образом, чем бо­лее тяжелой является проблема или симптом, тем более быстрым может оказаться результат работы психолога.

В проблемно-ориентированной психологической помощи сопротивление клиента может даже специально провоцировать­ся предельно острыми интерпретациями психолога. Психолог как бы ускоряет движение клиента к тупику, и далее клиент мо­жет самоопределиться, что он выбирает — свое сопротивление или же движение в сторону решения проблемы.



157


2. В ходе сбора информации у психолога рано или поздно вызревает общая гипотеза, включающая в себя два аспекта: с од­ной стороны, представление о причине возникших у клиента трудностей, часто скрытой от его сознания, и, с другой стороны, идея о способе выхода из сложившейся ситуации.

Общая гипотеза может вызревать постепенно, в ходе последо­вательного анализа ситуации, а может возникать и внезапно, в виде интуитивного озарения, или инсайта.

Ориентация психолога на работу с гипотезой или без нее связана с его общей познавательной установкой, выражающей степень доверия к собственному разуму и разуму клиента. Если эта степень доверия недостаточна, то психолог может скон­центрироваться на работе с чувствами, ощущениями, образами. Заметим, что это не относится к конечной эффективности ра­боты психолога-консультанта, которая при сознательном вы­боре той или иной практики или идеологии может быть доста­точно высока.

Гипотеза представляет собой набор утверждений, устанавли­вающих связи между событиями жизни, детерминированными с точки зрения клиента, извне, его психическими состояниями (переживаниями, чувствами), явившимися результатом не всег­да осознанной переработки этих событий, и поступками, всегда являющимися результатом личного выбора, независимо от того, признает ли клиент это или нет.

Все вышесказанное не означает, что клиент должен погру­жаться в чувство вины и заниматься самобичеванием за сделан­ные им ранее выборы. Ведь само собой разумеется, что он вы­бирал то, что тогда ему представлялось наилучшим с точки зре­ния представленных в его сознании возможностей. И если сейчас он оценивает сделанные им выборы негативно и видит другие, лучшие варианты, то это характеризует его с позитив­ной стороны, свидетельствует о том, что человек прошел опре­деленный путь развития, а вовсе не о том, что он был и остается «плохим».

Вопреки распространенным представлениям, ни одно собы­тие не может однозначно привести к какому-то психическому состоянию. Выбор состояния человек совершает осознанно или бессознательно, обучившись этому в ходе ранней социализации в семье. В семьях одни реакции на события поощряются, другие, наоборот, не одобряются. Одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции. Например, оскорбление у одного вы­зовет гнев, а у другого — испуг, у третьего — обиду, вплоть до го­товности заплакать, еще у кого-то — чувство превосходства над обидчиком и самодовольство. Причем каждый из них считает свою реакцию естественной, нормальной и единственно воз­можной.


158


Если клиент неудовлетворен своими реакциями в определен­ных ситуациях, то часто само осознание того, что он может сде­лать другой выбор, выступает как освобождающий фактор. Если мы когда-то чему-то научились, то, значит, и сейчас можем на­учиться чему-то новому. Ведь для взрослого нормально быть в состоянии сознательно менять бессознательные решения, при­нятые им в детстве.

Так же неверно, что из состояния однозначно вытекают по­ступки. И здесь человек опять делает осознанный или бессозна­тельный выбор. Помочь сделать этот выбор всегда осознанным входит в задачу психолога.Ведь внешние обстоятельства нашей жизни есть результат совершенных ранее выборов, а будущее бу­дет результатом выбора, который мы делаем сегодня.

3. После возникновения у психолога гипотезы о связях на­
ступает этап содержательной работы с глубинной проблемой кли­
ента.
Надо отметить, что глубинная проблема чаще всего
клиентом не осознается в силу действия механизмов психоло­
гической защиты. В сознании представлен только сам запрос
или жалоба.

Поэтому задачей работы психолога является расширение осознания клиента так, чтобы и сама проблема, и скрывающие ее от осознания защитные механизмы, и ее решение стали осознанной основой для действенных способов самоизме­нения.

Так, в приведенном выше примере с клиенткой, страдавшей ожирением, в качестве запроса выступало стремление похудеть и выработать силу воли, а глубинной проблемой было отсутствие навыков положительного самомотивирования и одновременно попытка применить к себе, взрослой, формы манипуляций и по­буждений к действию, включающих в себя чувство вины, стыда и своей неполноценности. Именно эти способы побуждения к по­ступкам она усвоила в родительской семье.

4. Особо следует остановиться на понятии терапевтического
соглашения.
Это договор между психологом и клиентом, вклю­
чающий в себя как соглашение о том, что можно будет считать
результатом успешно завершенной работы, так и договоренность
о нормах взаимодействия между ними.

Эти нормы включают в себя приход клиента на сеанс ровно в срок, своевременное предупреждение об отмене сеанса, про­должительности сеанса, размер оплаты. Психолог также дол­жен сообщить о полной конфиденциальности всего происходя­щего на сеансе, и что он не будет разглашать третьим лицам по­лученные от клиента сведения. Предполагается, что клиент будет выполнять данные ему рекомендации, в противном слу­чае психолог не несет ответственности за результат взаимодей­ствия.











159


Если какие-либо данные психологом рекомендации оказа­лись трудновыполнимыми для клиента или возникли какие-либо обстоятельства, мешающие их выполнению, то на следую­щем сеансе это является предметом отдельной беседы.

Заключение терапевтического соглашения преследует также цель снять нереалистичные ожидания со стороны клиента, вроде надежды на то, что «психолог станет другом на всю жизнь», даст ему ту любовь и поддержку, которую он не имеет в реальности и т. п. Любые межличностные отношения, включая дружеские и деловые, между психологом и клиентом, в принципе, не исклю­чены, но только после завершения процесса психологической помощи.

Это подразумевает также, что психолог со своей стороны не поддерживает с клиентом никаких отношений, помимо опреде­ленных профессиональной ситуацией и не оказывает иных форм помощи (материальной, социальной и т. п.).

5. Работа в русле проблемно-ориентированной психологи­ческой помощи подразумевает добровольность участия со сторо­ны клиента. Из этого вытекает, что психолог не должен предла­гать и тем более навязывать свою помощь людям, не испытываю­щим в этом потребности. Ответственный подход психолога к своей работе предполагает отказ от фантазии о своем всемогу­ществе и осознание границ собственной компетентности, что предполагает возможность направления клиента к другим спе­циалистам.

Рассмотренные аспекты проблемно-ориентированного пси­хологического консультирования, конечно, не являются исчер­пывающими.

В любом случае во всех ситуациях воздействия должны быть соблюдены следующие принципы:

1) принятие клиентом собственной ответственности за про­исходящее;

2) ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания самого себя;

3) планирование и осуществление конкретных поведенче­ских шагов, направленных на изменение существующей ситуации.

Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на такие аспекты работы консультанта, как:

1) умение понимать, сопереживать, поддерживать и анали­зировать чувства клиента;

2) способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его вы­сказывания.


160


Использование данных принципов в работе с любыми случая­ми обращений может успешно служить решению различных за­дач, возникающих в процессе консультирования1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...