Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧТО такое волевые процессы и каковы их основные функции?




Воля — это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явле­ний, и как уникальная способность личности произвольно конт­ролировать свое поведение.

Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, че­ловек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т. е. осуще­ствляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в измене­нии самого побуждения к действию. Человек намеренно привле­кает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанной также и с мотива-ционной сферой личности, воля представляет собой особую про-

111


извольную форму активности человека. Она предполагает ини­циацию, стабилизацию и ингибицию (торможение) ряда стрем­лений, побуждений, желаний, мотивов; организует системы дей­ствий в направлении достижения осознаваемых целей.

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

1. Инициирующая, или побудительная, функция (непосред­ственно связанная с мотивационными факторами) за­ключается в том, чтобы заставить начать то или иное дей­ствие, поведение, деятельность, преодолевая объектив­ные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

3. Ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттор-маживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с глав­ными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. Человек способен тормозить пробуж­дение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поста­вить под удар ценности более высокого порядка. Регули­рование поведения было бы невозможным без тормо­жения.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака.

— Первый — осознание свободы осуществления действий, чувство принципиальной «непредопределенности» соб­ственного поведения.

— Второй — обязательная объективная детерминирован­ность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия.

— Третий — в волевом действии (поведении) личность про­является в целом — максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психи­ческой регуляции.

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта, имеющего определенную структуру и содержание. Важней­шие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилиеэто форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, вообра­жение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, ко­торые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как со­стояние значительного напряжения.


112


Его составляющими являются следующие основные этапы:

1) наличие цели действия и ее осознание;

2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с вы­страиванием определенных приоритетов между мотива­ми по их интенсивности, значимости. В результате воле­вого усилия удается затормозить действие одних и пре­дельно усилить действие других мотивов;

3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, же­ланий, побуждений. Она становится тем сильнее, чем бо­лее весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;

4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения — это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и сняти­ем напряжения (в этом случае говорят о «победе над со­бой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуве­ренностью в правильности принятого решения;

5) реализация принятого решения, воплощение того или ино­го варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведе­ние в целом связаны с большим внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.

Волевые проявления человека в значительной мере определя­ются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результа­ты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называет-ся локализацией контроля.

Есть люди, которые склонны объяснять причины своего по­ведения и свои деяния внешними факторами (судьбой, обстоя­тельствами, случаем и т. д.). Тогда говорят о внешней (экстер-нальной) локализации контроля. Исследования показали, что склонность к экстернальной локализации контроля связана с та­кими личностными чертами, как безответственность, неуверен­ность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений и т. д.

Если индивид, как правило, принимает на себя ответствен­ность за свои деяния, объясняя их исходя из своих способностей, характера и т. д., то есть основания полагать, что у него преобла­дает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Выявле-


113

8-674 f


но, что люди, которым присуща внутренняя локализация конт­роля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интер-нальная или экстернальная локализация контроля волевого дей­ствия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами че­ловека, формирующимися в процессе воспитания и самовоспи­тания.

Воля как сознательная организация и саморегуляция актив­ности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, дей­ствиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксиру­ет огромный спектр индивидуальных особенностей воли, разли­чающихся по интенсивности своих проявлений, характери­зуемых на одном полюсе как сила, а на другом — как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как реши­тельность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабоволь­ные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительно­сти, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сию­минутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и ха­рактерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к приме­ру, абулия и апраксия.

Абулия — это возникающее на почве мозговой патологии от­сутствие побуждений к деятельности, неспособность при пони­мании необходимости принять решение действовать или испол­нять его.

Апраксия — сложное нарушение целенаправленности дей­ствий, вызываемое поражением мозговых структур. Если пора­жение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — на­ступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются за­данной программе и, следовательно, делают невозможным осу­ществление волевого акта.

Абулия и апраксия — сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.




Глава 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...