Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧТО такое самооценка? Что отражает адекватная и неадекватная самооценка?




Самооценка— один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

81

6-6747


Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимо­отношения человека с другими людьми. Основная функция само­оценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятель­ность личности. Высшая форма саморегулирования, таким обра­зом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стрем­ления.

Самооценка - достаточно сложное образование человече­ской психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а значит, меня­ются ее представления о себе и отношение к себе. Все, что сло­жилось в личности, возникло благодаря совместной деятельно­сти с другими людьми и в общении с ними, поэтому основными источниками оценочных представлений индивида о себе являет­ся его социокультурное окружение, в том числе и социальные реакции на какие-то проявления его личности. Иными словами, человек не только сам о себе выносит суждение, а склонен оце­нивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. На самооценку, безусловно, влияют реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет ее самооценка.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье пред­ставление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, ка­ким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого по­вода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплек­са неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недо­оценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительно­сти. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или восприни­мает их как случайные и временные. Любая неадекватная оценка себя — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь челове­ка. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ре­бенок в детстве был окружен постоянной любовью вне зависимо-

82


сти от того, каков он. Постоянное проявление родительской безус­ловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимо­сти и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Психология располагает экспериментальными методами для выявления самооценки человека. Так, с помощью коэффициен­та ранговой корреляции может быть сопоставлено представле­ние индивида о последовательном ряде эталонных качеств (ус­пех, красота, ум и т. д.), т. е. его «идеальное» Я с его «текущим» Я. Полученные коэффициенты самооценки личности дают воз­можность экспериментатору судить о том, каков Я-образ челове­ка, выраженный количественно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...