Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как происходит формирование




Я-концепции индивида?

В литературе, посвященной Я-концепции,можно найти два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу(1951). Он утверждает, что Я-концепция складывает­ся из:

- представлений о собственных характеристиках и способ­ностях индивида;

- представлений о возможностях его взаимодействия с дру­гими людьми и с окружающим миром;

- ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;

— представлений о целях и идеях, которые могут иметь по­
зитивную или негативную направленность.

Таким образом, мы видим, что Я-концепция - это сложная структурированная картина, существующая в сознании индиви­да. В эту структуру входит как собственно Я, так и отношения, в которое Я может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отноше­ниями Я — в прошлом, настоящем и будущем.

Во втором определении, принадлежащем Стейнсу (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании инди­вида система представлений, образов и оценок, относящихся к са­мому индивиду. Она включает:

— оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;

— представления о том, как он выглядит в глазах других людей.

На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опи­раются на теоретические положения, которые сводятся к четы­рем основным источникам.

1. Основополагающие подходы Джемса.

2. Символический интеракционизм в работах Кули и Мида.

3. Представления об идентичности, развитые Эриксоном.

4. Феноменологическая психология в работах Роджерса.

Создание основ теории Я. Уильям Джемспервым из психоло­гов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобаль­ное, личностное Я (Self)он рассматривал как двойственное об­разование, в котором соединяются Я-сознающее (/) и Я-как-объект (Me). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чис­тый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).

78


По мысли Джемса, Я-как-объект — это то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составля­ющие и располагает их в порядке значимости: духовное Ят мате­риальное Я, социальное Я и физическое Я.

Постулат Уильяма Джемса таков: наша самооценказависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач.

Джемс определяет самооценку с помощью оригинальной формулы

Из этого следует, что человек может улучшить представления о себе, либо увеличивая числитель этой дроби — то есть доби­ваться успеха, либо уменьшая знаменатель — то есть снижая уро­вень притязаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...