Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как происходит формирование
Я-концепции индивида? В литературе, посвященной Я-концепции,можно найти два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу(1951). Он утверждает, что Я-концепция складывается из: - представлений о собственных характеристиках и способностях индивида; - представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром; - ценностных представлений, связанных с объектами и действиями; — представлений о целях и идеях, которые могут иметь по Таким образом, мы видим, что Я-концепция - это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида. В эту структуру входит как собственно Я, так и отношения, в которое Я может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоящем и будущем. Во втором определении, принадлежащем Стейнсу (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает: — оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя; — представления о том, как он выглядит в глазах других людей. На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести. Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам. 1. Основополагающие подходы Джемса. 2. Символический интеракционизм в работах Кули и Мида. 3. Представления об идентичности, развитые Эриксоном. 4. Феноменологическая психология в работах Роджерса. Создание основ теории Я. Уильям Джемспервым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self)он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (/) и Я-как-объект (Me). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект). 78 По мысли Джемса, Я-как-объект — это то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Ят материальное Я, социальное Я и физическое Я. Постулат Уильяма Джемса таков: наша самооценказависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Джемс определяет самооценку с помощью оригинальной формулы Из этого следует, что человек может улучшить представления о себе, либо увеличивая числитель этой дроби — то есть добиваться успеха, либо уменьшая знаменатель — то есть снижая уровень притязаний. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |