Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Главные направления в зарубежной теории личности




В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология.

74


1. Бихевиоризм. Основателем этого направления считают аме­
риканского ученого Дж. Уогсона.Предметом изучения бихевио­
ризма стало поведение человека, а психология рассматривалась
как экспериментальное направление естествознания, задача ко­
торого — предсказание и контроль поведения. Основные поло­
жения бихевиоризма таковы:

— все поведение человека возможно описать с помощью терминов «стимул» (S) и «реакция» (R );

— личность Уотсон определил как производное систем при­вычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изу­чении поведения;

— проблемы личности и проблемы нарушения психическо­го здоровья — это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, которые следует ле­чить с помощью обусловливания и разобусловливания

Продолжая традиции бихевиоризма, Ф.Скиннерсоздает тео-рию оперантного научения. Он исследует воздействие окруже­ния на организм после проявления реакции. В результате он об­наруживает два типа поведения, характерных для личности: рес-пондентное поведение, в основе которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, для которого важен результат, следующий за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперант­ная реакция, за которой следует негативный результат, стремит­ся не повториться. Ф. Скиннер исследует проблему подкрепле­ния: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследова­ний нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.

2. Психоаналитическая теория личности. Основателем психо­
аналитического направления считают Зигмунда Фрейда.Более
40 лет он исследовал бессознательное и создал всеобъемлющую
теорию личности. Психическая жизнь, согласно 3. Фрейду, про­
текает на трех уровнях: сознательном, предсознательном и бес­
сознательном уровнях. Область бессознательного, как подводная
часть айсберга, намного обширнее и мощнее других и содержит
в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека.
Так, первостепенную роль в жизни человека играет сексуальное
влечение — либидо. Либидо относится к энергии инстинктов
жизни, которые включают в себя голод, жажду, секс и инстинкты
самосохранения. Поскольку человек живет в обществе, общество
накладывает на человека множество ограничений, и инстинк­
тивные влечения оказываются вытесненными из сознания лич­
ности в область бессознательного как недопустимые, компроме­
тирующие. Эти влечения никуда не исчезают, а продолжают
управлять поведением личности исподволь и являются истинной
причиной активности личности. Вытесненные и подавленные

75


желания проявляются в оговорках и сновидениях человека. Про­тивоположные инстинктам жизни инстинкты смерти — «тана-тос» — это разрушительные силы, действующие в человеке. Они могут быть направлены вовнутрь (мазохизм или самоубийство) или вовне (ненависть и агрессия).

Позднее структура личности, открытая 3. Фрейдом, приобре­ла следующий вид:

Бессознательное человека (Ид ) постоянно борется за посто­янное удовлетворение и руководствуется принципом удоволь­ствия. Посредине между Ид и Супер-Эго расположено «Я» чело­века, или Эго, которое «доносит» требования реального мира до бессознательного и стремится выполнять инстинктивные требо­вания Ид на основе принципа реальности. Супер-Эго олицетво­ряет собой морально-нравственные запреты, которые заклады­ваются обществом и семьей.

3. Фрейд открыл также Эдипов комплекс (влечение маль­чика к матери и соперничество с отцом) и соответственно комплекс Электры (у девочек). Из-за того что Ид и Супер-Эго предъявляют часто несовместимые требования, Эго человека подвергается сильному давлению и возникает тревога. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги — защит­ные механизмы.

3. Фрейд одним из первых психологов проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего дет­ства в формировании базовых структур личности. Он сводит все стадии развития человека к стадиям преобразования и пе­ремещения сексуальной энергии (либидо) по разным зонам человеческого организма: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии. Под развитием личности, та­ким образом, понимается овладение новыми способами ре­дукции напряжения. Источниками напряжения могут быть

76


процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Тип личности согласно психоаналитической теории определяется исходя из того, на какой стадии приостанавли­вается развитие индивида.

Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Сал-ливен, Э. Фромм, А. Фрейди др.) разрабатывали, углубляли и рас-ширяли его представления о личности, но тем не менее многие аспекты его теории встречали возражения. Так зарождается но­вое направление - неофрейдизм (К. Хорнии др.), который отхо­дит от приоритета сексуальных влечений в развитии личности. На первый план выдвигается зависимость личности от среды (общества), где формируется личность. Общество проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобре­ния, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения челове­ка с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя его той беспомощностью и беззащитностью, которую пережива­ет ребенок, сталкиваясь с внешним миром.

3. Гуманистическая психология. В отличие от психоаналити­ков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращают­ся к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлени­ям и переживаниям человека, гуманистическая психология глав­ным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации. Характерной чер­той гуманистической психологии является рассмотрение челове­ка как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого на­правления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. В1962 г. в США было основано общество гуманистических пси­хологов и провозглашены основные принципы гуманистическо­го подхода:

— целостный (холистический) подход к человеку;

— психотерапевтический аспект заботы о человеке;

— первичность субъективного аспекта;

— доминирующее значение понятий и ценностей личности;

— подчеркивание положительного в личности, исследова­ние самоактуализации и формирование высших челове­ческих качеств;

— осторожное отношение к детерминирующим факторам личности, содержащих прошлое;

— гибкость исследовательских методов и приемов, направ­ленных на изучение личности нормальных и выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных.

77




























Что такое Я-концепция?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...