Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Главные направления в зарубежной теории личности
В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. 74 1. Бихевиоризм. Основателем этого направления считают аме — все поведение человека возможно описать с помощью терминов «стимул» (S) и «реакция» (R ); — личность Уотсон определил как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения; — проблемы личности и проблемы нарушения психического здоровья — это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, которые следует лечить с помощью обусловливания и разобусловливания Продолжая традиции бихевиоризма, Ф.Скиннерсоздает тео-рию оперантного научения. Он исследует воздействие окружения на организм после проявления реакции. В результате он обнаруживает два типа поведения, характерных для личности: рес-пондентное поведение, в основе которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, для которого важен результат, следующий за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повториться. Ф. Скиннер исследует проблему подкрепления: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии. 2. Психоаналитическая теория личности. Основателем психо 75 желания проявляются в оговорках и сновидениях человека. Противоположные инстинктам жизни инстинкты смерти — «тана-тос» — это разрушительные силы, действующие в человеке. Они могут быть направлены вовнутрь (мазохизм или самоубийство) или вовне (ненависть и агрессия). Позднее структура личности, открытая 3. Фрейдом, приобрела следующий вид: Бессознательное человека (Ид ) постоянно борется за постоянное удовлетворение и руководствуется принципом удовольствия. Посредине между Ид и Супер-Эго расположено «Я» человека, или Эго, которое «доносит» требования реального мира до бессознательного и стремится выполнять инстинктивные требования Ид на основе принципа реальности. Супер-Эго олицетворяет собой морально-нравственные запреты, которые закладываются обществом и семьей. 3. Фрейд открыл также Эдипов комплекс (влечение мальчика к матери и соперничество с отцом) и соответственно комплекс Электры (у девочек). Из-за того что Ид и Супер-Эго предъявляют часто несовместимые требования, Эго человека подвергается сильному давлению и возникает тревога. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги — защитные механизмы. 3. Фрейд одним из первых психологов проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он сводит все стадии развития человека к стадиям преобразования и перемещения сексуальной энергии (либидо) по разным зонам человеческого организма: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии. Под развитием личности, таким образом, понимается овладение новыми способами редукции напряжения. Источниками напряжения могут быть 76 процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Тип личности согласно психоаналитической теории определяется исходя из того, на какой стадии приостанавливается развитие индивида. Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Сал-ливен, Э. Фромм, А. Фрейди др.) разрабатывали, углубляли и рас-ширяли его представления о личности, но тем не менее многие аспекты его теории встречали возражения. Так зарождается новое направление - неофрейдизм (К. Хорнии др.), который отходит от приоритета сексуальных влечений в развитии личности. На первый план выдвигается зависимость личности от среды (общества), где формируется личность. Общество проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества. К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя его той беспомощностью и беззащитностью, которую переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. 3. Гуманистическая психология. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлениям и переживаниям человека, гуманистическая психология главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации. Характерной чертой гуманистической психологии является рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого направления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. В1962 г. в США было основано общество гуманистических психологов и провозглашены основные принципы гуманистического подхода: — целостный (холистический) подход к человеку; — психотерапевтический аспект заботы о человеке; — первичность субъективного аспекта; — доминирующее значение понятий и ценностей личности; — подчеркивание положительного в личности, исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств; — осторожное отношение к детерминирующим факторам личности, содержащих прошлое; — гибкость исследовательских методов и приемов, направленных на изучение личности нормальных и выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных. 77 Что такое Я-концепция? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |