Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общепсихологические свойства деятельности?




Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио­логии, инженерных дисциплин, психологии.

Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно по­ставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отно­шения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистиче­ские, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятель­ности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность — это, однако, не только одна из форм отноше­ния; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагаю­щее получение некоторого результата. Он может быть представ­лен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также и игро­вой, и учебной.

Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое ре­гулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего ре­зультата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важ­нейшее отличие деятельности от иных форм активности челове­ка (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Со-

86


держание деятельности определяется именно целью (изготовле­ние какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельностьэто целеустремленная активность, реализую-щая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важней­шие общепсихологические свойства деятельности.

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не
непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи
преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему
достигается большая адекватность их отражения в созна­
нии. Деятельность, в свою очередь, направлена на опре­
деленный «внешнеположенный» по отношению к субъекту
объект, который выделяется им в качестве предмета своей
целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда со­циально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в поня­тиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъ-ектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4. Системность деятельности. Деятельность предстает не ря-

доположенной суммой своих компонентов, а их организо­ванной целостностью. При этом особо важно то, что у дея­тельности как целостности возникают такие новые свой­ства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.









В чем сутьмотивационнотеории А. Маслоу?

Одним из важнейших компонентов деятельности является

Мотивация.

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации считается концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции все потребности личности можно разделить на пять основных групп.

1. Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это потребность в еде, воде, отды­хе, сексуальном удовлетворении.

2. Потребность в безопасности включает потребности в за­щите от физических и психологических опасностей.

87


3. Потребности в социальных связях (социальные потребно-

сти). Это потребности в социальной присоединенное™ к группе и принадлежности к ней, в социальных контактах.

4. Потребности в уважении включают, во-первых, потреб­ности в уважении со стороны других — признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств и достоинств; во-вторых, потребность в самоуважении.

5. Потребности самоактуализации - это потребности лично­сти в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понима­нии, осмыслении и развитии собственного Я. А. Маслоу считает, что человек начинает ощущать потребность в са­моактуализации только после того, как удовлетворит по­требности нижележащих уровней.

Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными уровнями потребностей. Потребности каждого вы­шележащего уровня возникают только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены. Существует не­сколько основных закономерностей этих групп потребностей. Так, высшие потребности являются генетически более поздни­ми. Чем выше уровень потребностей, тем менее они важны для выживания, тем дальше может быть отодвинуто их удовлетворе­ние и тем легче от них на время освободиться. Высшие потребно­сти субъективно воспринимаются как менее насущные. Удовлет­ворение их чаще имеет своим результатом осуществление жела­ний и развитие личности, обогащает внутренний мир.


Почему потребности считаются










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...