Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем СОСТОЯТ критерии сформировавшейся личности?




Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека как личность.

Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мо­тивах существует иерархия, т. е., если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то друго-

73


го. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально зна­чимы.

Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руко-водство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Че­ловек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а по­ступает так осознанно. Именно наличие самосознания как особой инстанции характеризует человека как личность.

В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировав­шейся) личности.

— Личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные спо­собы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития, «к послед­нему пределу нашей собственной души» и тем самым, ко­нечно, устремляется к Абсолюту, выходящему за ее пре­делы.

— Личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человек много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяс­нить тем, что личности приходится учитывать сразу не­сколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отверг­нутые части сохраняются как неиспользованные возмож­ности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития.

— Личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие со­вершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Со­гласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...