Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Символический интеракционизм




В первые десятилетия нашего века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Ку­лии Д. Мид— представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида — рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

В 1912 г. Кули предложил теорию зеркального Я, утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Кули первым подчерк­нул значение «обратной связи», получаемой нами от других лю­дей, как главного источника данных о собственном Я.

Зеркальное Я возникает на основе символического взаимо­действия индивида с разнообразными группами, членом кото­рых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооцен­ки. Таким образом, Я-концепция формируется в процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

В соответствии с концепцией зеркального Я Джордж Мид также считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как проис­ходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках ко­торого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих об­щими значениями для всех членов общества), человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.

79


Д. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относитель­но этого человека.

Представления об идентичности.Проблема Я-концепции рас­сматривается Эриксономсквозь призму Я-идентичности, пони­маемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры.

Эриксон считает, что Я-идентичность возникает у ребенка, когда он общается со взрослым. Ребенок стремится во всем похо­дить на значимого для него взрослого; таким образом происхо­дит формирование его Я-концепции.

При том, что взгляды Эриксона были во многом схожи со взглядами Ч. Кули и Д. Мида, он считал, что понятия «самооцен­ка», «образ Я» слишком статичны. По мнению Эриксона, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизмен­ным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, но­вых условий личностного существования, — вот характерные чер­ты динамического процесса развития Я-идентичности.

Феноменалистическийподход. Ведущий принцип и когнитив­ной и феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия индиви­дом ситуации в данный момент. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, за­данных наблюдателем.

Карл Роджерс— автор особого подхода в психотерапии, полу­чившего название «терапия, центрированная на клиенте». Основ­ные положения теории Роджерса выглядят следующим образом.

- Сущность теории личностного Я заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

- Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окру­жающей средой, в особенности с социальной. Этот про­цесс не получает детального описания у Роджерса, но, по-видимому, его точка зрения близка к взглядам Кули и Мида.

- Я-концепция выступает как наиболее важная детерми­нанта ответных реакций на окружение индивида. Я-кон­цепция предопределяет восприятие значений, приписы­ваемых этому окружению.

- Вместе с Я-концепцией развивается потребность в пози­тивном отношении со стороны окружающих, независимо

80


от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Эту потребность также можно рассматривать с точки зрения стремления личности к самоактуализации.

— Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадапта­ция. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкнове­ния с таким опытом, который с ней не согласуется. Это при­водит к искажениям в восприятии опыта или к игнорирова­нию опыта в форме неверной его интерпретации.

— Развитие Я - к о н ц е п ц и и — это не просто процесс накапли­вания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. Я-концепция представляет со­бой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого. Таким обра­зом, Я-концепция — это прежде всего система самовос­приятий человека.

— Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию вос­приятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с миром. Таким об­разом, можно считать, что личностная дисгармония ха­рактеризуется существованием нереалистического соб­ственного идеала и/или несоответствием между Я-кон-цепцией и идеальным Я.

В рамках структуры Я-концепции существует по крайней мере три основные модальности:

1) реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, ка­ков он на самом деле;

2) зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с пред­ставлениями индивида о том, как его видят другие;

3) идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...