Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основным источником активности личности?




Потребность — это состояние объективной нужды человече­ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо­димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не­обходимых для его существования и развития, как раз и выступа­ет источником активности человека. Потребность как динами­ческая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совер­шенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

Считается, что специфика человеческих потребностей опреде­ляется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

естественные;

культурные.

88


Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость че­ловека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на:

— материальные;

— духовные;

— социальные

К материальным относятся физиологические (например, по­требность в пище) и общественно обусловленные (например, по­требность в одежде). К духовным потребностям относятся эсте­тические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

При рассмотрении связи потребности с деятельностью нужно сразу же выделить в жизни два этапа каждой потребности: пе­риод до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потреб­ность, и период после этой встречи, когда предмет потребности обретен.

 

До опредмечивания После опредмечивания
\. Состояние общей ненаправ­ленной активности субъекта. 2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раз­ дражителей. 3. Субъект испытывает состоя­ ние напряжения, неудовлетво­ ренности, но не знает, чем оно вызвано. 1. Активность становится на­ правленной. 2. Резкое сужение возможных благ и четкое определение пред­ мета. 3. Эмоциональное закрепление предмета потребности.

Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тог­да говорят об опредмечивании потребности.Самим актом опред­мечивания потребность меняется, преобразуется. Она становит­ся уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете. В акте опредмечивания рождается мотив. Феномен опредмечивания потребности был подробно описан А. Н. Ле­онтьевым. «Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» мо­жет быть идеальным, например той же нерешенной научной за­дачей, художественным замыслом и т. п.» .

ГиппенрейтерЮ. Б. Введение в обшую психологию. М, 1999. С. 114-134.

89


Однако есть вероятность, что найденный предмет потребно­сти столь жестко «зафиксируется» в сознании человека, что при­ведет в результате к неврозу. Так бывает при найденной, но не­разделенной любви, неотреагированной обиде и т. д. Чаще всего предмет потребности выступает источником роста личности (когда, например, им является значимый другой человек, спо­собный к ответному чувству, и др.).

Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Мас-лоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно классифика­ции X. Мюррея их гораздо больше. X. Мюррей выделяет более 20 потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка — стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия - забвение собственных интере­сов во имя группы и др.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью от­четливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Вле­чение — это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение - установка. Установка -неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации ка­ких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...