Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы основные этапы процесса формирования личности?




Формирование личности - это процесс освоения обществен­ного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Формирование личности — это прежде всего формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и др. Мотивы и потребности невозможно усвоить: «знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, дей­ствительно к этому стремиться»1. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают только в процессе пережи­вания или проживания ситуации. Этот процесс происходит толь-

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1999. С. 292-295.

71


ко в реальной жизни человека и является всегда эмоционально насыщенным.

Любая личность развивается постепенно, проходя определен­ные этапы, каждый из которых поднимает личность на каче­ственно иную ступень развития. В педагогике и психологии вы­деляют следующие возрастные этапы формирования личности (периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина):

 

Название Возраст Ведущая деятельность. Кризис
Младенческий От рождения до 1 года Эмоциональное общение со взрослым. Кризис одного года - потребность в автономии, потребность встать на ноги и пойти, сделать что-то без помощи взрослого
Раннее детство От 1 года до 3 лет Предметно-манипулятивная деятельность. Кризис трех лет: Самоутверждение, «Я - сам», отделение от взрослого, впервые ощущение собственной личности
Дошкольный От 3 до 7 лет Игровая деятельность. Включение в группу ровесников в детском саду
Младший школьный От 7 до 10 (11)лет Учебная деятельность. Кризис семи лет — кризис смены деятельности. Ребенок начинает заниматься общественно значимой деятельностью. Формирова­ние произвольности и рефлексии
Подростковый От 10 (11) до 14 (15) лет Интимно-личностные отношения со сверстниками (или общественно полезная деятельность). Формирование подростковой субкультуры. Подростковый кризис - протест против взрослой жизни, попытка отделения
Ранняя юность От 14 (15) до 17 (18)лет Учебно-профессиональная деятельность. Кризис - выход в жизнь (позитивный или негатив- ныйвыход)

В основу возрастной периодизации Д. Б. Элькониным был положен принцип ведущей деятельности. Ведущая деятель­ность — эта такая деятельность, которая в данный момент ведет психическое развитие возраста. В ведущей деятельности появля­ются и реализуются новообразования возраста, здесь же зарож­дается потребность в новой ведущей деятельности. Необходимо добавить, что переход из одного возраста в другой происходит через кризис. Кризис в контексте развития личности необходим. Это переход на новый уровень самостоятельности личности.

Итак, рассмотрим два основных этапа формирования личнос­ти, описанных в психологической литературе. По образному вы­ражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды».

Первое рождение личность получает в возрасте трех-четырех лет. На этом этапе развития согласно вышеприведенной перио­дизации возникает кризис трех лет: ребенок уверенно заявляет о собственном «Я», настаивает на том, чтобы выполнить свои действия самостоятельно. Ребенок уже может продуктивно об­щаться со взрослым (развитие личности ребенка немыслимо без

72


участия взрослого). Личность начинается с определенного по­ступка в неопределенной ситуации. Такая ситуация есть борьба двух равнозначных побуждений или мотивов, выбор между кото­рыми трудноосуществим. Хрестоматийным примером первого рождения личности является «феномен горькой конфеты», опи­санный А. Н. Леонтьевым. Так, ребенку предлагается достать ле­жащий на столе предмет (и получить за это в награду вкусную конфету), не вставая со стула, который стоит достаточно далеко. Совершенно ясно, что так достать предмет невозможно, и пока экспериментатор будет находиться в комнате, ребенок не вста­нет со стула. В данной ситуации как раз и воспроизводится борь­ба двух побуждений (мотивов): один из них — будущая награда, а другой — это социокультурный запрет, договоренность со взрослым об условиях.

Далее взрослый на несколько минуг выходит из комнаты, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. И тогда ребенок, видя, что взрослого нет, быстро встает со стула и забирает со стола искомый предмет. В следующий момент вхо­дит взрослый и видит, что задача решена, но спрашивает, вставал ли ребенок со стула. Ребенок отвечает, что не вставал, и тогда экспериментатор предлагает в награду конфету. И тогда возни­кает феномен — уникальное явление, когда ребенок отказывает­ся от предложенной конфеты и плачет. Конфета в данном случае оказалась незаслуженной наградой, последствием нарушения социокультурной договоренности, т. е., по выражению А. Н. Ле­онтьева, «горькой по личностному смыслу». Таким образом, в ребенке происходит борьба и структурирование мотивов: один из мотивов становится ведущим, а другой соподчиненным. Сле­довательно, в ребенке происходит рост личности, ведь именно структура мотивов есть ядро личности.

Второе рождение личности становится возможным тогда, когда подростку предоставляется право самостоятельного вы­бора, например будущей профессии. Он вынужден будет выби­рать, опираясь на собственные побуждения и осознавая их. Со­гласно А. Н. Леонтьеву, второе рождение личности есть осозна­ние ее мотивов, потому что, осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру, а значит, и ядро личности, и ро­диться второй раз.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...