Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Построение кривой безразличия осуществляется путем соединения на графике точек, характеризующих наборы, имеющие одинаковую, равную полезность для потребителя.
товар X 0Х1aY1, – набор товаров № 1; 0Х2,bY2 – набор товаров № 2; X1 a 0Х3,сY3 – набор товаров № 3; 0Х4,аY4 – набор товаров № 4. U– кривая безразличия наборов X2 b товаров № 1– 4
c X3 d X4 U
0 Y1 Y2 Y3 Y4товар Y График 5.1. Кривая безразличия. Каждая точка на кривой представляет собой отличную от других комбинацию двух товаров. КриваяUотражает такое положение потребителя, при котором он не знает, на каком наборе ему остановиться: все они для него одинаково желательны и ему безразлична конкретная комбинация двух товаров. Если для потребителя будет меняться уровень полезности наборов товаров, то это также можно будет выразить с помощью кривых безразличия. товар X
товар Y График 5.2. Карта безразличия. На таком графике один уровеньUозначает одинаковую полезность, а переход с него на другой – ее понижение либо повышение. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия. С помощью карты безразличия удается графически оценить шкалу предпочтений потребителя: переходя с более низкой на более высокую кривую безразличия, он достигает все более высокого уровня удовлетворения потребностей. Однако, только кривых безразличия недостаточно для проведения полного анализа потребительского выбора: в условиях рынка необходимо учитывать возможности покупателя – его доход и состояние рыночной конъюнктуры, цены. С этой целью в экономической теории используется понятие линии бюджетного ограничения (бюджетной линии). Бюджетная линия – черта покупательной способности потребителя, ограничивающая комбинацию товаров, которые могут быть приобретены на рынке при данном уровне денежного дохода. Бюджетная линия строится путем отложения на осях графика попеременно максимального количества товара, который можно приобрести и условии полного расхода имеющегося дохода. Тогда в треугольнике0АВбудут находиться все доступные варианты потребления товаровАиВ, а на отрезкеАВ– те из них, которые имеют одинаковую общую стоимость и предполагают полное задействование финансовых средств покупателя. товар А Бюджетная линия А1 А А А А2
0 В 0 В2 В В1 0 В2 В В1 товар В График 5.3. Бюджетная линия. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, так как увеличение объема покупки одного товара возможно лишь при сокращении другого. Она показывает компромиссы, на которые идет покупатель в потреблении, а наклон бюджетной линии представляет собой отношение цен товаров в наборе. Бюджетная линия неизменна, если не меняются цены и доход, в противном случае складываются следующие ситуации: · доход возрастает, цены неизменны. С ростом дохода покупатель имеет возможность приобрести большее количество обоих товаров, входящих в набор. При этом ему становятся доступными некоторые сочетания товаров, лежащие за внешними пределами бюджетной линииАВ. В результате бюджетная линия сдвигается пропорционально вправо и вверх (A1В1): отношение цен при этом остается прежним. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |