Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СТАТИЧЕСКОЕ И ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ




Основополагающими категориями рынка выступают спрос и предложение, приводящие в движение механизм рынка. Они определяют количество производимых товаров, а также цену, по которой они продаются.

Итак, под спросом понимается принципиальное желание и возможность потребителя приобрести какой-либо товар при любом из всех возможных уровней цен в течение определенного промежутка времени.

Следует различать спрос и объем спроса, который представляет собой количество или объем товара, которое потребитель желает и может приобрести при каждом из всех возможных уровней цен в течение определенного промежутка времени.

Таким образом, на спрос оказывают влияние многие факторы, главным из которых является цена. Влияние цены на величину спроса отражает закон спроса, который показывает, что между ценой и объемом спроса существует обратная связь.

Закон спроса выражается с помощью функции спроса:

QDx =f(Px;Px1;;Pxn;I;S;E;N;P), где

QDx – объем спроса(от англ. – quantity of demand)на товарх;

Px – цена(от англ. – price)товарах;

Следует отметить, что все прочие кроме цены товарахфакторы, влияющие на спрос, принято называть неценовыми факторами спроса:

Px1;;Pxn – цены на сопряженные товары: товары субституты (от англ. substitute goods) товара х и товары комплементарные товару х (от англ. complementary goods);

I– денежные доходы покупателей(от англ. – income);

S– вкусы и предпочтения потребителей(от англ. – style);

E– ожидания потребителей(от англ. – expectation);

N– общее число покупателей(от англ. – number);

P– накопленное имущество людей(от англ. – property).

Среди перечисленных факторов, влияющих на величину спроса, наиболее значительными являются цены и доходы. Кроме предложенного набора факторов применяются и другие классификации, однако определяющим фактором всегда выступает цена товара, а значит, функция спроса может быть преобразована и примет следующий вид:QDx =f(Px).

   P

           А

           

      

                          В

                                      С

                                                   D

                                                       Q

График 6.1. Кривая спроса.

Графически изменение объема спроса выражается в «движении по кривой спроса», когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены (из точки в точкуА,В,С).

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой», возникающее в результате действия неценовых факторов спроса. В этом случае говорят об «изменении спроса».

     P

 

 

                                                      D2

                                                         D

                                                 D1   

Q

График 6.2. Смещение кривой спроса в результате влияния неценовых факторов.

Рассмотрим более подробно влияние неценовых факторов на изменение спроса.

Цены на сопряженные товары.

Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (комплементарные). Они по-разному влияют на спрос.

Когда два товара являются субститутами по отношению друг к другу, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).

В отличие от товаров‑субститутов комплементарные товары сопутствуют один другому в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Это означает, что для таких товаров, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки).

Денежные доходы покупателей влияют сложнее.

В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. Однако из данного правила существуют и исключения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...